Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС несет технические потери — еще один спутник выведен на ТО
Космический аппарат (КА) «Глонасс-М» №742 российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, запущенный в октябре 2011 года, выведен 26 августа 2019 года на внеплановое техническое обслуживание, о котором заранее не говорилось. Дата окончания техобслуживания не сообщается.
По данным информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, в настоящее время 22 КА используются по целевому назначению, а два КА временно выведены на техобслуживание.
Более половины КА системы ГЛОНАСС работают за пределами гарантийного срока. Ранее, 1 августа 2019 года старейший КА ГЛОНАСС («Глонасс-М» № 717) был также выведен на незапланированное техобслуживание. Работы с этим КА продлятся до начала сентября.
Для покрытия территории всей Земли ГЛОНАСС необходима активная работа 24 КА, тогда как для покрытия всей России достаточно 18 активных КА.
Продолжение этой новостной публикации на Хабре:»У половины спутников системы ГЛОНАСС закончилась заводская гарантия».
ГЛОНАСС — это российская спутниковая система навигации, аналог американской GPS. Основная ее задача — предоставление точного времени и координат потребителям на территории страны и за ее пределами.
Ранее сообщалось о выводе 1 августа 2019 года на внеплановое техобслуживание спутника «Глонасс-М» номер 717. Планируется, что он не будет работать по целевому назначению до 1 сентября.
На сайте информационно-аналитического центра ГЛОНАСС говорится, что спутник номер 742 выведен на техобслуживание 26 августа. Дата окончания техобслуживания не сообщается.
Кроме того, как отмечается на сайте информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, у спутника «Глонасс-М» номер 730 «зафиксированы нарушения в приеме сигнала».
В настоящее время орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 27 космических аппаратов (25 «Глонасс-М» и два «Глонасс-К»), из которых 22 работают по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве, один — на этапе летных испытаний и два — на техническом обслуживании, время окончания одного не определено, а второго в начале сентября.
Сейчас обновление орбитальной группировки ГЛОНАСС происходит только по необходимости, когда на замену старому запускают новый аппарат.
На хранении у предприятия-изготовителя находится четыре готовых к запуску спутника «Глонасс-М», а в производстве находятся еще несколько новых аппаратов «Глонасс-К».
Для гарантированного глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужно 24 работающих спутника, таким образом, сейчас система ГЛОНАСС не является мировой по покрытию.
Мгновенная доступность. Значения позиционного геометрического фактора PDOP на текущий момент времени по земной поверхности (угол места ≥ 5°). По целевому назначению используются 22 КА (1,2,3,.5,6,7,8,9,.11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24)
Интегральная доступность навигации наземного потребителя по системе ГЛОНАСС (PDOP<=6) на суточном интервале: угол места не менее 5 градусов. Дата: 28.08.2019г. По целевому назначению используются 22 КА (1,2,3,.5,6,7,8,9,.11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24)
Интегральная доступность глобально: 99.6%.
Интегральная доступность по России: 100.0%.
Примечания:
1. Белым цветом отмечены территории со 100%-ой доступностью навигации по системе ГЛОНАСС в течение текущих суток.
2. Доступность рассчитывается на основе текущего альманаха для суточного интервала как процент времени, в течение которого выполняется условие PDOP<=6 при углах места КА >=5 градусов, где PDOP — позиционный (трехмерный) геометрический фактор. Дискретность расчета: по времени — 4 минуты и по поверхности — 1 градус.
Результаты контроля состояния КА ГЛОНАСС за последние 24 часа на основе обработки измерений глобальной сети станций:
Текущие значения ошибок кодовых измерений КА ГЛОНАСС (URE).
Для сравнения значения ошибок кодовых измерений КА ГЛОНАСС (URE) на 20.08.2019.
Санкции и проблемы
В апреле 2018 года гендиректор ИСС (предприятия-производителя спутников, компании «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева) Николай Тестоедов рассказал, что космические аппараты ГЛОНАСС почти на 40 процентов состоят из зарубежных комплектующих.
В июне 2018 года в заключении Счетной палаты РФ по проекту поправок к федеральному бюджету на 2019 год указывалось, что санкции стран Запада, введенные в отношении электроники военного и двойного назначений, привели к сокращению финансирования ГЛОНАСС.
В апреле 2019 года замгендиректора «Роскосмоса» Юрий Урличич заявил, что точность ГЛОНАСС к 2025 году повысится на четверть. В том же месяце источники сообщали, что завершение эксплуатации тяжелых ракет «Протон-М» и неготовность создаваемых им на замену носителей «Ангара-А5» привели к необходимости уменьшения массы спутников ГЛОНАСС.
В начале августа 2019 года руководитель Института космической политики Иван Моисеев пояснил, что если космические аппараты системы ГЛОНАСС начнут массово выходить из строя из-за устаревания, то в первую очередь могут пострадать основные потребители системы — военные, а гражданские потребители могут даже не заметить произошедшего.
«Для рядовых потребителей проблем вообще не будет, потому что все гражданские чипы работают на ГЛОНАСС параллельно с GPS», — заявил Иван Моисеев.
По словам Моисеева, как только спутник переходит границу срока службы, его теоретическая надежность резко понижается.
При этом потеря нескольких спутников на работоспособности всей системы сильно не скажется, но оператору системы ГЛОНАСС требуется постоянно следить за орбитальной группировкой, не доводя ее состояние до критического.
ГЛОНАСС и BeiDou
Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») принимает участие в заседании Российско-Китайского комитета по стратегически важным проектам в области спутниковой навигации.
Заседание Российско-Китайского комитета по спутниковой навигации, которое проходит в г. Казани с 28 по 30 августа, организовано Госкорпорацией «Роскосмос». В его рамках работают четыре тематические группы, посвящённые различным аспектам взаимодействия двух глобальных навигационных спутниковых систем — российской ГЛОНАСС, действующей на базе космических аппаратов производства «ИСС», и китайской BeiDou.
Работа группы по обеспечению совместимости и взаимодополняемости ГЛОНАСС и BeiDou проводится под сопредседательством заместителя генерального директора «ИСС» Сергея Ревнивых. Ее участники представили итоги анализа, который показал радиочастотную совместимость сигналов ГЛОНАСС и BeiDou. Сигналы обеих навигационных систем могут использоваться потребителями, не создавая помех друг другу. Стороны также подтвердили совместимость орбитальных группировок ГЛОНАСС и BeiDou, исключив опасность столкновения космических аппаратов на орбите.
Помимо этого, на заседании обсуждаются вопросы взаимодополняемости системных шкал времени. Сторонами разработан проект соответствующего Соглашения о сотрудничестве между Государственной корпорацией «Роскосмос» и Китайского комитета по спутниковой навигации.
Ещё одна задача, стоящая перед участниками заседания, заключается в обеспечении совмещения систем координат ГЛОНАСС и BeiDou с международной геоцентрической системой координат.
habr.com
ГЛОНАСС — Российские космические системы
Глобальное навигационно-временное обеспечение неограниченного количества потребителей на земле, на море, в воздухе и в космосе. Доступ к гражданским сигналам системы предоставляется как российским, так и иностранным потребителям на безвозмездной основе без ограничений. ГЛОНАСС — российская спутниковая система навигации, одна из двух существующих в мире систем, принятых в эксплуатацию. Позволяет в абсолютно любой точке Земного шара, а также в космическом пространстве вблизи планеты определять местоположение и скорость объектов.
Принцип работы системы основан на измерении расстояния от объекта, координаты которого необходимо получить, до спутников, расположение которых известно с большой точностью. Таблица расположений называется альманахом. Полный альманах содержится в радиосигнале каждого спутника. Таким образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью обычных геометрических построений, на основе альманаха, можно вычислить положение объекта в пространстве.
Метод измерения расстояния от спутника до антенны приёмника основан на определённости скорости распространения радиоволн. Для осуществления измерения распространяемого радиосигнала, каждый спутник навигационной системы излучает сигналы точного времени, используя синхронизированные с системным временем атомные часы. При работе спутникового приёмника его часы синхронизируются с системным временем, и при дальнейшем приёме сигналов вычисляется задержка между временем излучения, содержащемся в самом сигнале, и временем приёма сигнала. Располагая этой информацией, навигационный приёмник вычисляет координаты антенны. Все остальные параметры движения (скорость, курс, пройденное расстояние) вычисляются на основе измерения времени, которое объект затратил на перемещение между двумя или более точками с определёнными координатами.
Основу орбитальной группировки в трёх орбитальных плоскостях составляют космические аппараты «Глонасс-М» и космические аппараты нового поколения «Глонасс-К».
Развитием проекта управляют Госкорпорация «Роскосмос» и АО «Российские космические системы», головная организация по ГЛОНАСС.
russianspacesystems.ru
Глонасс-К — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Глонасс-К (Ураган-К) | |
---|---|
Производитель | АО ИСС |
Страна происхождения | Россия |
Платформа | Экспресс 1000 |
Назначение | Навигационный спутник |
Орбита | средневысокая круговая (h=19,100 км, i=64.8) |
Оператор | НИС ГЛОНАСС |
Срок активного существования | 10 лет |
Предшественник | Глонасс-М |
Дальнейшие разработки | Глонасс-К2 |
Статус | Лётно-конструкторские испытания |
Всего построено | 2 |
Всего запущено | 2 |
В рабочем состоянии | 2 |
Первый запуск | 26.02.2011 |
Средство выведения | «Союз-2» с РБ «Фрегат» (парный запуск) |
Типичная масса КА | 935 кг |
Мощность | 1600 Вт |
Аккумуляторные батареи | NiH2 |
Солнечные батареи | однокаскадные GaAs[1] |
«Глонасс-К» (наименование по ОКР «Ураган-К») — серия космических аппаратов российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, разработанная ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва. Является 3-м поколением спутников этой серии (1-е поколение — «Глонасс», 2-е поколение — «Глонасс-М»). От спутников предыдущей серии отличаются гарантийным сроком активного существования в 10 лет[2], уменьшенной массой, негерметичным исполнением и иными усовершенствованиями.
Запуск первого спутника успешно произведён 26 февраля 2011 года с космодрома Плесецк.[3]
Тактико-технические характеристики и отличия от «Глонасс-М»[править | править код]
Космические аппараты «Глонасс-К» строятся на базе негерметичной платформы «Экспресс 1000». На корпус в форме параллелепипеда устанавливается бортовая аппаратура, способная работать в условиях открытого космоса. Отсутствие гермоконтейнера позволило уменьшить массу спутника до 935 кг (против КА «Глонасс-М» — 1415 кг). Мощность системы электропитания увеличена до 1,6 кВт. Кроме того, на «Глонасс-К» устанавливается аппаратура международной системы спасения терпящих бедствие Коспас-Сарсат.[4]
Другие характеристики:
- гарантированный срок активного существования — 10 лет («Глонасс» — 3, «Глонасс-М» — 7).
- новые навигационные сигналы в формате CDMA, совместимые по формату с системами GPS/Galileo/Compass, которые значительно облегчат разработку мультисистемных навигационных приборов.[5][6]
- за счёт добавления CDMA сигнала в диапазоне L3, точность навигационных определений в формате ГЛОНАСС повысится вдвое по сравнению со спутниками «Глонасс-М».[7]
- полностью российский аппарат, отсутствуют импортные приборы[5] («Глонасс-М» — с использованием французских комплектующих).
- выводится — с космодрома «Плесецк» РН «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат».
Начиная с аппарата № 17Л, будет запускаться усовершенствованный Глонасс-К, оборудованный улучшенными атомными часами и передатчиками сигналов L1/L2 с кодовым разделением.[8]
В разработке КА «Глонасс-К» помимо ОАО ИСС участвуют:
Программа разработки и новые сигналы[править | править код]
В настоящий момент планируются к разработке несколько версий новых спутников ГЛОНАСС-К. 26 февраля 2011 года был успешно запущен[9] первый КА «Глонасс-К1», на котором будут отрабатываться технические решения для новых аппаратов; всего будут запущены два КА «Глонасс-К1». В процессе испытаний будет тестироваться новый открытый сигнал ГЛОНАСС в формате CDMA в диапазоне L3.
Запуск многофункционального спутника «Глонасс-К2» планируется в 2022 году с космодрома Плесецк на ракете «Союз-2» или с Восточного на носителе «Ангара», масса аппарата составит около 1800 кг (вдвое больше, чем у «Глонасс-К1»), он будет передавать девять навигационных сигналов.[10] В спутниках дополнительно появятся два открытых сигнала в диапазонах частот L1 и L2. С 2017 года[11] планируется разработка «Глонасс-КМ», в котором предположительно будет использоваться до 7 сигналов в формате CDMA.[6][12][13][14][15] Запуск первого спутника намечен на 2025 год.[11]
Результатом программы модернизации спутников и наземных комплексов управления станет увеличение точности навигационных определений системы ГЛОНАСС в 2-2,5 раза, что составит порядка 2,5-2,8 м для гражданских потребителей.[4][15][16][17]
Первый запуск спутника Глонасс-К (Глонасс-К1 № 11) состоялся 26 февраля 2011 года с космодрома Плесецк.
В начале апреля 2011 года, специалисты ОАО ИСС завершили проверку обеспечивающих систем этого КА. Результаты испытаний показали, что все обеспечивающие системы спутника работают без замечаний.
Хотя лётные испытания КА Глонасс-К1 будут продолжаться в течение двух лет, уже в мае 2011 года будет начато экспериментальное использование космического аппарата по целевому назначению.[18]
Список запусков КА «Глонасс-К» | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Официальное название | Дата запуска | Стартовая площадка | NSSDC ID | SCN | Комментарии | |||
1 | Глонасс-К1 № 11Л | Космос-2471 | 26.02.2011 | Плесецк 43/4 | 2011-009A | 37372 | Первый экземпляр экспериментальной модели спутника Глонасс-К1 для проведения лётно-конструкторских испытаний платформы и оборудования. | |||
2 | Глонасс-К1 № 12Л | Космос-2501 | 01.12.2014 | Плесецк 43/4 | 2014-075A | 40315 | Второй экземпляр экспериментальной модели спутника Глонасс-К1 для проведения лётно-конструкторских испытаний. Запуск успешен[19]. | |||
Планируемые запуски[20] | ||||||||||
3 | Глонасс-К1 № 13Л | в начале 2019[21] | Плесецк 43/4 | КА Глонасс-К2 для проведения лётно-конструкторских испытаний. Будет оборудован более точным хронометром, а также будет излучать новые сигналы. |
Фотографии спутника с CeBIT 2011 в Ганновере:
- ↑ Космический прорыв (неопр.). Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Дата обращения 26 марта 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
- ↑ Срок жизни аппаратов «ГЛОНАСС-К» на российской элементной базе увеличен до 10 лет (неопр.) (недоступная ссылка). ТАСС. Дата обращения 27 ноября 2016. Архивировано 27 ноября 2016 года.
- ↑ Космические войска России успешно запустили спутник «Глонасс-К» (рус.). gazeta.ru. Дата обращения 29 июня 2019. 26 февраля 2011
- ↑ 1 2 Новое качество спутниковой навигации (рус.) (недоступная ссылка). www.iss-reshetnev.ru. Дата обращения 20 октября 2011. Архивировано 20 октября 2011 года. Журнал ИСС. № 11. С. 12
- ↑ 1 2 «Глонасс-К» — перспективный спутник действующей системы ГЛОНАСС (рус.). www.npopm.ru. Дата обращения 29 июня 2019.
- ↑ 1 2 GLONASS Status and Progress (неопр.) (недоступная ссылка). www.navcen.uscg.gov. Дата обращения 14 июня 2011. Архивировано 14 июня 2011 года. S. G. Revnivykh, 47th CGSIC Meeting. «L1CR and L5R CDMA interoperable with GPS and Galileo»
- ↑ Космическая одиссея — 2009 (рус.). www.pcweek.ru. Дата обращения 29 июня 2019. PCWeek, 26 марта 2008
- ↑ Статус системы ГЛОНАСС и планы развития системы (рус.). www.glonass-iac.ru. Дата обращения 29 июня 2019.
- ↑ Космические войска РФ провели успешный запуск аппарата «Глонасс-К» (рус.). www.rian.ru. Дата обращения 29 июня 2019.
- ↑ Российский спутник «Глонасс-К2» не будет уступать по возможностям GPS III (рус.). vestnik-glonass.ru. Дата обращения 29 июня 2019.
- ↑ 1 2 Спутники «Глонасс-КМ», разработка которых начнётся в 2017 году, пополнят орбитальную группировку в 2025 году, сообщил во вторник генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва (неопр.). РИА Новости (2011-12-13 года). Дата обращения 14 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ GLONASS Status and Progress (неопр.). www.navcen.uscg.gov. Дата обращения 29 июня 2019. S. G. Revnivykh, 48th CGSIC Meeting
- ↑ GLONASS Status and Progress (неопр.). www.navcen.uscg.gov. Дата обращения 29 июня 2019. S. G. Revnivykh, 50th CGSIC Meeting
- ↑ GLONASS Status and Development (неопр.). www.unoosa.org. Дата обращения 29 июня 2019. G. Stupak, 6th ICG Meeting
- ↑ 1 2 GLONASS Status and Modernization (неопр.). www.navcen.uscg.gov. Дата обращения 29 июня 2019. Ekaterina Oleynik, Sergey Revnivykh, 51th CGSIG Meeting, September 2011
- ↑ Russia Reveals CDMA Signal Plan as GLONASS Nears Full Operational Capacity (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2010. Архивировано 26 ноября 2010 года.
- ↑ GLONASS Status and Modernization (неопр.). www.oosa.unvienna.org. Дата обращения 29 июня 2019. Sergey Revnivykh. 6th ICG Meeting, September 2011
- ↑ Новый спутник «Глонасс-К» исправно функционирует на орбите (неопр.). ИСС. Дата обращения 11 апреля 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
- ↑ Новый «Союз» со спутником «Глонасс-К» стартовал с космодрома «Плесецк» (рус.). tvzvezda.ru. Дата обращения 29 июня 2019. // ТВ «Звезда»
- ↑ RUSSIAN LAUNCH MANIFEST (англ.). Small World Communications (12 November 2013). Дата обращения 14 ноября 2013.
- ↑ Новый спутник «Глонасс-К1» запустят в начале следующего года (неопр.). РИА Новости (15 августа 2018). Дата обращения 8 ноября 2018.
ru.wikipedia.org
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС)
В 1976 году вышло постановление правительства СССР о ее разработке.
На основе проведенных многосторонних исследований отечественными специалистами была выбрана штатная орбитальная группировка из 24 спутников, находящихся на средневысотных околокруговых орбитах с номинальными значениями высоты — 19100 километров.
Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты 12 октября 1982 года с запуском первого космического аппарата серии «Глонасс» («Космос-1413»). 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию в интересах министерства обороны РФ с орбитальной группировкой ограниченного состава из 12 спутников. В декабре 1995 года орбитальная группировка была развернута до штатного состава (24 спутника), который необходим для полного охвата территории всего земного шара.
Сокращение финансирования космической отрасли в 1990-х годах привело к деградации орбитальной группировки ГЛОНАСС. К 2002 году она насчитывала только семь космических аппаратов, что не могло обеспечить территорию России навигационными сигналами системы ГЛОНАСС хотя бы с умеренной доступностью. Точностные характеристики уступали более чем на порядок американской системе навигации GPS.
В целях сохранения и развития системы президентом и правительством РФ был утвержден ряд директивных документов, основным из которых являлась федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на период 2002-2012 годы.
В результате ее реализации орбитальная группировка была полностью восстановлена. С 2012 года система развивается в рамках новой федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» для обеспечения эффективности решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения в интересах обороны, безопасности и развития социально-экономической сферы страны в ближайшей и отдаленной перспективе.
Система ГЛОНАСС состоит из подсистемы космических аппаратов, подсистемы контроля и управления и навигационной аппаратуры потребителей.
Основой системы ГЛОНАСС являются 24 спутника, которые движутся в трех орбитальных плоскостях по восемь аппаратов в каждой плоскости, наклоненных к экватору под углом 64,8°, с высотой орбит 19100 километров и периодом обращения 11 часов 15 минут 44 секунды. Выбранная структура орбитальной группировки обеспечивает движение всех космических аппаратов по единой трассе на поверхности Земли с ее повторяемостью через восемь суток. Такие характеристики обеспечивают высокую устойчивость орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, что практически позволяет обходиться без коррекции орбит космических аппаратов в течение всего срока их активного существования.
По состоянию на 10 октября 2017 года в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС находилось 25 космических аппаратов, из них 23 использовались по целевому назначению.
Космические спутники для ГЛОНАСС были спроектированы в конструкторском бюро НПО прикладной механики (ныне — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева») в городе Красноярск-26 (Железногорск).
С 1982 года по 2009 год в эксплуатации находились космические аппараты «Глонасс», со сроком активного гарантийного существования три года. В настоящее время основу орбитальной группировки составляют спутники модифицированной серии «Глонасс-М», первый из которых был запущен в декабре 2003 года. От спутников первого поколения они отличаются гарантийным сроком активного существования (семь лет) и использованием импортных комплектующих. Планируется замена «Глонасс-М» космическими аппаратами нового поколения «Глонасс-К» со сроком активного существования до 10 лет. Первый космический аппарат этого типа был выведен на орбиту в 2011 году, второй — 2014 году.
В настоящее время в АО «ИСС» также ведется создание усовершенствованных навигационных спутников — «Глонасс-К» второго этапа.
Подсистема контроля и управления (ПКУ) состоит из Центра управления системой ГЛОНАСС и сети станций измерения, управления и контроля, рассредоточенной по всей территории России. В задачи ПКУ входит контроль правильности функционирования космических аппаратов, непрерывное уточнение параметров орбит и выдача на спутники временных программ, команд управления и навигационной информации.
Навигационная аппаратура потребителей состоит из навигационных приемников и устройств обработки, предназначенных для приема навигационных сигналов спутников ГЛОНАСС и вычисления собственных координат, скорости и времени. Навигационной аппаратурой потребителей системы ГЛОНАСС выполняются беззапросные измерения до четырех спутников ГЛОНАСС, а также прием и обработка навигационных сообщений. В навигационном сообщении описывается положение спутника в пространстве и времени. В результате обработки полученных измерений и принятых навигационных сообщений определяются три координаты потребителя, три составляющие вектора скорости его движения, а также осуществляется «привязка» шкалы времени потребителя к шкале Госэталона координированного всемирного времени UTC (SU).
Система ГЛОНАСС позволяет обеспечить непрерывную глобальную навигацию всех типов потребителей с различным уровнем требований к качеству навигационного обеспечения путем использования сигналов стандартной (L1) и высокой точности (L2) с вероятностью 0,95 при 18 спутниках и 0,997 при 24 спутниках в группировке. Она отнесена к космической технике двойного назначения.
В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Государственная корпорация «Роскосмос» и министерства и ведомства России: Минобороны, МВД, Ростехнадзор, Минтранс, Росреестр, Минпромторг, Росстандарт, Росавиация, Росморречфлот, Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
Летом 2017 года руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов заявил, что российские ученые работают над увеличением точности навигаторов ГЛОНАСС до нескольких сантиметров. По его словам, пока достигнут метровый диапазон (при благоприятных условиях можно определять место нахождения того или иного объекта с точностью до 3-5 метров).
В сентябре 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что российская система ГЛОНАСС в два раза уступает американской GPS. Президент РФ Владимир Путин на заседании комиссии военно-промышленного комплекса поставил задачу сравнять эффективность GPS и ГЛОНАСС и к 2020 году выйти на конкурентные показатели. По словам Рогозина, это удастся сделать, благодаря запуску новых аппаратов.
В соответствии с указом президента РФ доступ к гражданским навигационным сигналам системы ГЛОНАСС предоставляется как российским, так и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
С 1996 года по предложению правительства РФ ГЛОНАСС наряду с американской GPS используется Международной морской организацией и Международной организацией гражданской авиации.
Современные средства спутниковой навигации уже сейчас широко используются в различных областях социально-экономической сферы и позволяют выполнять навигацию наземных, воздушных, морских, речных и космических средств, управление транспортными потоками на всех видах транспорта, контроль перевозок ценных и опасных грузов, контроль рыболовства в территориальных водах, поисково-спасательные операции, мониторинг окружающей среды; геодезическую съемку и определение местоположения географических объектов с сантиметровой точностью при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве; синхронизацию в системах связи, телекоммуникаций и электроэнергетике; решение фундаментальных геофизических задач; персональную навигацию индивидуальных потребителей.
Спутниковая навигация уже применяется и в сельском хозяйстве, где используется для автоматической обработки земельных угодий комбайнами, и в горнодобывающей промышленности. Круг применения технологий спутниковой навигации постоянно расширяется.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Полный список запусков | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Номер КА «Космос» | Номер в ГЛОНАСС | Тип КА | Дата запуска | Комментарий | |||||
1 | Космос-2382 | 711 | Глонасс-М № 1 | 01.12.2001 | Во многих источниках проходит как первый «Глонасс-М». Фактически является усовершенствованным КА «Глонасс» (11Ф654М) со сроком службы 5 лет. От серийного «Урагана» отличался некоторыми бортовыми системами и повышенными возможностями по энергетике[12]. | |||||
Космос-2402 | 794 | Глонасс № 83 | 10.12.2003 | |||||||
Космос-2403 | 795 | Глонасс № 84 | ||||||||
2 | Космос-2404 | 701 | Глонасс-М № 2 | Модифицированная версия КА «Глонасс» — 11Ф654М, переходная к КА «Глонасс-М». На сайте производителя проходит как первый КА «Глонасс-М»[13]. Состав орбитальной группировки увеличился до 9 КА. | ||||||
Космос-2411 | 796 | Глонасс № 85 | 26.12.2004 | |||||||
Космос-2412 | 797 | Глонасс № 86 | ||||||||
3 | Космос-2413 | 712 | Глонасс-М № 3 | Модифицированная версия КА «Глонасс» — 11Ф654М, переходная к КА «Глонасс-М». Состав орбитальной группировки увеличился до 11 КА. | ||||||
Космос-2417 | 798 | Глонасс № 87 | 25.12.2005 | Последний КА «Глонасс» (изделие 11Ф654). | ||||||
4 | Космос-2418 | 713 | Глонасс-М № 4 | Первый «настоящий» КА «Глонасс-М» (изделие 14Ф113). | ||||||
5 | Космос-2419 | 714 | Глонасс-М № 5 | Состав орбитальной группировки увеличился до 13 КА. | ||||||
6 | Космос-2424 | 715 | Глонасс-М № 6 | 25.12.2006 | ||||||
7 | Космос-2425 | 716 | Глонасс-М № 7 | |||||||
8 | Космос-2426 | 717 | Глонасс-М № 8 | |||||||
9 | Космос-2431 | 718 | Глонасс-М № 9 | 26.10.2007 | ||||||
10 | Космос-2432 | 719 | Глонасс-М № 10 | |||||||
11 | Космос-2433 | 720 | Глонасс-М № 11 | |||||||
12 | Космос-2434 | 721 | Глонасс-М № 12 | 25.12.2007 | ||||||
13 | Космос-2435 | 722 | Глонасс-М № 13 | |||||||
14 | Космос-2436 | 723 | Глонасс-М № 14 | |||||||
15 | Космос-2442 | 724 | Глонасс-М № 15 | 25.09.2008 | ||||||
16 | Космос-2443 | 725 | Глонасс-М № 16 | |||||||
17 | Космос-2444 | 726 | Глонасс-М № 17 | |||||||
18 | Космос-2447 | 727 | Глонасс-М № 18 | 25.12.2008 | ||||||
19 | Космос-2448 | 728 | Глонасс-М № 19 | |||||||
20 | Космос-2449 | 729 | Глонасс-М № 20 | |||||||
21 | Космос-2456 | 730 | Глонасс-М № 21 | 14.12.2009 | ||||||
22 | Космос-2457 | 733 | Глонасс-М № 22 | |||||||
23 | Космос-2458 | 734 | Глонасс-М № 23 | |||||||
24 | Космос-2459 | 731 | Глонасс-М № 24 | 02.03.2010 | Стартовавшая 2 марта, в 00 часов 19 минут (мск) с космодрома «Байконур» ракета-носитель (РН) «Протон-М» с помощью разгонного блока ДМ-3 в 03 часа 51 минуту (мск) успешно вывела на орбиту блок космических аппаратов «Глонасс-М». Старт и полёт ракеты-носителя, а также отделение космических аппаратов прошли в штатном режиме. | |||||
25 | Космос-2460 | 732 | Глонасс-М № 25 | |||||||
26 | Космос-2461 | 735 | Глонасс-М № 26 | |||||||
27 | Космос-2464 | 736 | Глонасс-М № 27 | 02.09.2010 | ||||||
28 | Космос-2465 | 737 | Глонасс-М № 28 | |||||||
29 | Космос-2466 | 738 | Глонасс-М № 29 | |||||||
30 | Космос-2467 | 739 | Глонасс-М № 30 | 05.12.2010 | Запуск ракеты-носителя «Протон-М», произведённый 5 декабря, в 15 часов 13 минут (мск) окончился неудачей. После старта «Протон-М» изменил заданной траектории полёта и ещё до отделения разгонного блока ушёл по тангажу на 8 градусов и ракета вышла на незамкнутую орбиту. Ко времени отделения разгонного блока ДМ-3 с 3 спутниками «Глонасс-М», который прошёл в штатном режиме, он уже находился на нештатной траектории полёта, а затем и вовсе вышел из зоны радиовидимости российских средств слежения. Телеметрии с разгонного блока после его отделения от «Протона» специалисты так и не получили.[14] Остатки разгонного блока ДМ с тремя спутниками «Глонасс-М» упали в Тихом океане в районе Гавайских островов.[15] | |||||
31 | Космос-2468 | 740 | Глонасс-М № 31 | |||||||
32 | Космос-2469 | 741 | Глонасс-М № 32 | |||||||
33 | Космос-2474 | 742 | Глонасс-М № 33 | 02.10.2011 | ||||||
34 | Космос-2475 | 743 | Глонасс-М № 34 | 04.11.2011 | ||||||
35 | Космос-2476 | 744 | Глонасс-М № 35 | |||||||
36 | Космос-2477 | 745 | Глонасс-М № 36 | |||||||
37 | Космос-2478 | 746 | Глонасс-М № 37 | 28.11.2011 | ||||||
38 | Космос-2485 | 747 | Глонасс-М № 38 | 26.04.2013 | ||||||
39 | Космос-2488 | 748 | Глонасс-М № 39 | 02.07.2013 | ||||||
40 | Космос-2489 | 749 | Глонасс-М № 40 | |||||||
41 | Космос-2490 | 750 | Глонасс-М № 41 | |||||||
42 | Космос-2494 | 754 | Глонасс-М № 42 | 24.03.2014 | ||||||
43 | Космос-2500 | 755 | Глонасс-М № 43 | 14.06.2014 | Установлен передатчик и антенна для тестового сигнала с кодовым разделением L3OC | |||||
44 | Космос-2514 | 751 | Глонасс-М № 44 | 07.02.2016 | ||||||
45 | Космос-2516 | 753 | Глонасс-М № 45 | 29.05.2016 | ||||||
46 | Космос-2522 | 752 | Глонасс-М № 46 | 22.09.2017 | ||||||
47 | Космос-2527 | 756 | Глонасс-М № 47 | 17.06.2018 | ||||||
48 | Космос-2529 | 757 | Глонасс-М № 48 | 03.11.2018 | ||||||
49 | Космос-2534 | 758 | Глонасс-М № 49 | 27.05.2019 | [16] |
ru.wikipedia.org
ГЛОНАСС лишился трех спутников за месяц. Полное покрытие планеты невозможно
14789, Текст: Эльяс Касми
Оператор российской системы ГЛОНАСС вывел на техобслуживание третий за месяц навигационный спутник ГЛОНАСС-М. Он, как и все спутники второго поколения из состава группировки, вышел за пределы своего семилетнего срока эксплуатации. Нехватка спутников привела к неполному покрытию системой поверхности планеты, и сроки возвращения двух из трех аппаратов в строй неизвестны.ГЛОНАСС без спутников
Российская навигационная система ГЛОНАСС лишилась третьего спутника в течение августа 2019 г. Из эксплуатации был выведен космический аппарат (КА) 745 (7-я рабочая точка), запущенный на орбиту восемь лет назад, в 2011 г.
По данным информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ГЛОНАСС, спутник был выведен из системы временно – ему необходимо провести техобслуживание. В итоге по состоянию на 30 августа 2019 г. из находящихся на орбите 27 КА ГЛОНАСС-М лишь 21 используется по прямому назначению.
Три спутника находятся на техобслуживании, один проходит летные испытания, а два оставшихся – резервные. По информации РИА «Новости», такого количества недостаточно для 100-процентного покрытия поверхности планеты – для этого в строю должно быть не меньше 24 космических аппаратов.
Негарантийные спутники
В настоящее время действующая система ГЛОНАСС наполовину состоит из спутников второго поколения ГЛОНАСС-М, которые пришли на смену первому поколению (запуски производись в период с 1982 по 2003 гг. включительно). Сроки техобслуживания спутника за номером 745 на момент публикации материала были неизвестны. Точные даты возвращения спутника 742, выведенного из системы несколькими днями раньше, тоже не называются. Космический аппарат 717 по плану должен вернуться в строй 1 сентября 2019 г., он находится на обслуживании с 1 августа 2019 г. а запуск его на орбиту Земли состоялся в 2006 г.
Спутник ГЛОНАСС-М, основа системы ГЛОНАСС
Второе поколение космических аппаратов ГЛОНАСС имеет определенные гарантийные сроки эксплуатации, установленные дочерним предприятием «Роскосмоса», «Информационными спутниковыми системами» им. М. Ф. Решетнева, и равные семи годам. Иными словами, половина из 27 спутников работают за пределами своего гарантийного срока. К тому же, новые ГЛОНАСС-М не производятся – их выпуск был прекращен в 2015 г.
Неполное покрытие и будущее ГЛОНАСС
Для российского аналога американской GPS неполноценное покрытие Земли в последние несколько лет стало регулярным явлением. Так, в апреле 2018 г. непродолжительное время отсутствовал сигнал от аппарата № 723, немного позже к нему присоединился и спутник 734, который был реанимирован лишь спустя месяц после выхода из строя, в мае 2018 г.
В сентябре 2018 г. в связи с проведением регламентных работ не работали аппараты ГЛОНАСС-М 730, 743 и 745. Однако на тот момент сроки выполнения работ составили ровно два дня – 9 и 10 сентября 2018 г., в отличие от ситуации с № 717, обслуживание которого затянулось на месяц.
Обновление находящихся на орбите спутников ГЛОНАСС, по данным РБК, выполняется исключительно по необходимости – в подобных ситуациях старый аппарат просто заменяют на новый. На смену всем спутникам ГЛОНАСС-М постепенно придет третье поколение космических аппаратов, получившее название ГЛОНАСС-К и 10-летний срок эксплуатации. Это на три года больше в сравнении с ГЛОНАСС-М и на семь лет больше, чем у первого поколения спутников. Первый ГЛОНАСС-К был запущен на орбиту 26 февраля 2011 г.
ГЛОНАСС-К могут использоваться 10 лет, вместо 7 у ГЛОНАСС-М
В июне 2019 г. российские власти констатировали факт невозможности серийного выпуска аппаратов ГЛОНАСС-К в рамках бюджета на 2019 г. Причиной стала нехватка импортных комплектующих, связанная введенными Западом санкциями против России в отношении электроники военного и двойного назначений.
История ГЛОНАСС
ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – изначально советская система навигации двойного назначения, гражданского и военного. Старт разработке был дан в 1963 г.
Система разрабатывалась в качестве отечественной альтернативы американской GPS, первый спутник был выведен на орбиту в 1982 г. (запуск первого космического аппарата GPS состоялся в 1978 г.). Изначально она имела исключительно военное назначение. Группировка спутников ГЛОНАСС движется в трех орбитальных плоскостях с высотой орбит 19,1 тыс. км. В отличие от GPS, у спутников ГЛОНАСС нет синхронности с вращением планеты, за счет чего достигается более высокая стабильность работы всей системы в целом. Это также упрощает обслуживание системы ввиду отсутствия необходимости проведения дополнительных корректировок спутников.
cnews.ru
Сколько спутниковых систем вращается вокруг Земли / Сервис ГдеМои corporate blog / Habr
Большинство навигационных спутниковых систем появилось в ответ на запросы военных и долгое время ограничивалось GPS и ГЛОНАСС. Однако после того, как стало понятно, что данные со спутников можно эффективно использовать в мирных целях, число систем принялось планомерно расти. Мы изучили наиболее значимые из существующих сегодня НСС.GPS — начало глобальной навигации
Действующих спутников: 31
Всего спутников на орбите: 32
Средняя высота от Земли: 22180
Время полного оборота вокруг Земли: 11 ч 58 мин
Американская система появилась в 1974 году и сразу произвела фурор своей эффективностью. Правительству США пришлось даже искусственно понижать точность определения координат, чтобы сохранить преимущества для своих военных. От собственноручно созданных трудностей избавились только в 2000 году — после указа Билла Клинтона. Первоначально архитектура GPS подразумевала использование 24 спутников, однако для большей надежности на орбите находится сразу 32 слота, постоянно из которых используется 31. Каждый спутник огибает Землю дважды в день и управляется с военной базы Шривер радиосигналами частотой в 2000-4000 МГц. GPS была и остается бесспорным лидером среди подобных систем и найти НСС-устройство без чипа с поддержкой GPS довольно трудно — как минимум в западном полушарии. Несмотря на свою явную успешность, GPS не стоит на месте. Уже в 2017 году будет запущен аппарат третьего поколения, чья главная особенность — способность передавать гражданские сигналы нового типа: L2C, L1C и L5. Известно, что сейчас GPS-сигнал нередко теряется среди городских небоскребов. Запуск нового аппарата решает эту проблему и имеет важное значениедля интеграции с другими системами, так как сигнал L2C универсален и может работать не только с GPS.
«Русская ракета» ГЛОНАСС
Действующих спутников: 24
Всего спутников на орбите: 24
Средняя высота: 19400 км
Время полного оборота вокруг Земли: 11 ч 15 мин
О влиянии холодной войны на технический прогресс в США и СССР слышали все. Поэтому запуск советскими учеными собственного проекта в ответ на появление GPS — шаг логичный и ожидаемый. Несмотря на то, что работы над проектом ГЛОНАСС начались еще в 1976 году, а на развертывание программы было потрачено 2,5 миллиарда долларов, официальный запуск системы произошел лишь в 1993 году. Девяностые выдались для отечественной науки не самыми безоблачными, финансирование было урезано, потому догнать и обогнать американского брата нам не удалось. Однако само появление второй системы создало необходимую для развития конкуренцию, что наилучшим образом повлияло всю отрасль в целом. В 2018 году в космос планируется запустить спутники системы ГЛОНАСС-К2, так же способные передавать сигналы в диапазонах L1 и L2.
Европейская система Galileo
Действующих спутников: 10
Всего спутников на орбите: 30 (в планах)
Средняя высота: 23222 км
Время полного оборота вокруг Земли: 14 ч 4 мин
Первая из неглобальных навигационных систем была создана Европейским космическим агентством в рамках проекта Транс-Евразийской сети. Она финансируется правительствами стран ЕС (и примкнувших к ним Китая, Израиля, Южной Кореи), хотя многие из них имеют и собственные космические программы. Сейчас на орбите находится 10 спутников и к 2020 году это число планируется утроить. Только на запуск первых двух спутников Евросоюз потратил более 1,5 миллиардов долларов. Первый спутник был запущен с Байконура всего лишь в 2005 году, а всего месяц назад на орбиту вывели 9 и 10 спутники.
Очевидно, что за десять лет невозможно создать сколько-нибудь конкурентоспособную систему, но у Galileo уже появились первые успехи. Например, ей удалось самостоятельно обнаружить местоположение тестового самолета во время испытаний в 2013 году. В то же время Galileo «дышит в унисон» с GPS. Его архитектура позволяет улавливать сигналы от американской инфраструктуры и использовать его для собственной навигации. В ближайшее время европейцы намерены увеличить точность своей системы до невероятных 10 сантиметров во время работы в специальном режиме.
Самая быстрорастущая система Beidou
Действующих спутников: 20
Всего спутников на орбите: 35 (в планах)
Средняя высота: от 21500 до 36000 км
Время полного оборота вокруг Земли: 12 ч 38 мин
Эта *пока еще* локальная система навигации была запущена в октябре 2000 года в Китае и стала самым стремительно развивающимся проектом отрасли. Планируется, что к 2020 году Бэйдоу получит 5 спутников на геостационарной и 30 на среднеземной орибитах, что даст ей право именоваться глобальной системой навигации. В отличие от европейской, нацеленной на сотрудничество с американцами, китайская система активно дружит с российской ГЛОНАСС. В мае этого года президенты стран договорились о взаимной эксплуатации двух систем.
Дмитрий Рогозин, куратор космической программы РФ:
— Если, скажем, GPS и Galileo выступает здесь как некая пара навигационных систем, охватывающих страны — члены НАТО, то мы видим возможность активной кооперации российско-китайских навигационных систем. Тем более что Китай уже сейчас вышел на второе место в мире по обладанию орбитальной группировкой.
Мобильные японцы QZSS
Действующих спутников: 1
Всего спутников на орбите: 4 (в планах)
Средняя высота: от 32 000 до 42 164 км
Время полного оборота вокруг Земли: 23 ч 56 мин
Интересный проект представляет японское агентство аэрокосмических исследований JAXA. Он предполагает запуск на геосинхронную орбиту системы из четырех спутников, рассчитанных на работу в азиатском регионе. Первый из них запущен в космос в 2010 году, а завершить работу планируется к концу 2017. Главная особенность проекта — сосредоточенность на поддержке мобильных приложений, что для Японии с ее крупнейшим в мире мобильным рынком, выглядит как само собой разумеющийся факт. Навигационная система сосредоточена прежде всего на улучшении качества мобильной картографии, платного медиа-контента, информации о достопримечательностях для туристов и системы мониторинга общественного транспорта.
Индийский домосед IRNSS
Действующих спутников: 4
Всего спутников на орбите: 7 (в планах)
Средняя высота: 36 000 км
Время полного оборота вокруг Земли: 23 ч 56 мин
Удовлетворение потребностей более чем миллиарда индийцев — более чем амбициозная задача, поэтому индийская система в ближайшее время на мировое господство не претендует. Четыре из семи разработанных спутника уже вращаются вокруг Земли, чтобы обеспечить жителей страны всеми благами навигации. Сегодня IRNSS используется в наземной, воздушной и морской навигации, сервисе точного времени, управлении ликвидациями последствий катастроф, картографии и геодезии, логистике, мониторинге автотранспорта, туризме. И, конечно, активно интегрируется с мобильными телефонами — куда без них теперь.
Вместо итога еще раз обозначим основные тренды спутниковой навигации:
- Универсальность и интеграция. Все системы в большей или меньшей степени движутся к использованию сигналов одного и того же типа и взаимодействию друг с другом.
- Консолидация. Политическая обстановка и военный бэкграунд дают о себе знать. Если формально «холодная война» осталась далеко в прошлом, то фактически мы сами видим четкое разделение космических программ на «наших» и «чужих».
- Курс на мобильные технологии. Ориентация на поддержку мобильных приложений — самый свежий и самый перспективный на наш взгляд тренд, за развитием которого будем пристально наблюдать в дальнейшем. И, наверное, не раз к нему вернемся.
habr.com