Киркпатрик Макмиллан / Персоны / Велорама
В 1839 году впервые применил к двухколёсной машине педальный привод
Киркпатрик Макмиллан родился 2 сентября 1812 года на юге Шотландии в области Дамфрис и Галлоуэй, в местечке Кейр Милл (Keir Mill). Макмиллан был сыном кузнеца.
Работать у отца Макмиллан начал в 1824 году.
Примерно в то время Макмиллан увидел игрушечную лошадь на палке и захотел сделать нечно подобное для себя. В процессе создания он решил, что гораздо более удобным решением будет приводить лошадь в движение, не касаясь ногами земли. Так, работая у себя в кузнице, он сконструировал свою машину в 1839 году.
Педальный привод велосипеда Макмиллана был основан на возвратно-поступательных движениях педалей в горизонтальной плоскости, которые передавали усилие на заднее колесо при помощи специальных жёстких реек. Получившаяся конструкция была очень тяжёлой и требовала немалых физических усилий для передвижения.
Тем не менее, Макмиллан быстро освоил технику катания по неровным просёлочным дорогам и вскоре с лёгкостью преодолевал 22,5−километровую дистанцию до Дамфриса меньше, чем за час.
В июне 1842 года он совершил поездку в Глазго, находящийся от него на расстоянии 110 км. Поездка заняла у него 2 дня и стоила 5 шилингов, которые он заплатил за нанесение небольшой травмы маленькой девочке, перебегавшей ему дорогу.
Макмиллан никогда не планировал патентовать своё изобретение или зарабатывать на нём деньги. Но окружающие люди хорошо видели заложенный в конструкцию потенциал, и вскоре в продаже появились копии велосипеда Макмиллана.
В 1846 году Гэвин Датзелл (Gavin Dalzell) из Лесмахагоу графства Ланкашир скопировал велосипед Макмиллана, изменив лишь некоторые детали. В течение долгого времени Датзелл считался первым, кто изобрёл велосипед.
Так или иначе, сам Макмиллан не обращал никакого внимания на происходящее вокруг его изобретения и наслаждался жизнью в своей тихой родной деревне. Ушёл из жизни Киркпатрик Макмиллан в январе 1878 года.
velorama.ru
Кто изобрёл велосипед (кто и когда придумал его, создал прототип)?
Время чтения: ~6 минут Автор: Михаил Санников 142
На вопрос «кто изобрёл велосипед» есть, как минимум, четыре ответа:
- профессор фон Дрез – изобретатель двухколёсного самоката;
- Киркпатрик Макмиллан – кузнец, первым добавивший к «дрезине» педали;
- Пьер Лалман – мастер по изготовлению колясок, запатентовавший велосипед с педалями;
- Джон Старли – предприниматель, выпустивший первый велосипед современного образца.
Кроме того, изобретение очередных велосипедов не забывают приписывать Леонардо да Винчи и русскому фолк-персонажу Артамонову.
фон Дреза
Общепринятым на текущий момент годом изобретения велосипеда считается 1818, когда лесничий из города Карлсруэ в Бадене, немец Карл фон Дрез, описал и запатентовал своё изобретение – двухколёсную машину, приводимую в движение с помощью ног седока. Правильнее всего называть это изобретеним, но все элементы, кроме педалей и привода, были на месте: два колеса, рама с седлом, руль, позволяющий вращать переднее колесо.
Судьба изобретения одно время висела на волоске. Начав работу над «машиной для ходьбы», которую придумал ещё в 1810, в 1816 году изобретатель провёл полевые испытания, проехав на своём велосипеде почти 20 километров, восхитив жителей остроумием и скоростью передвижения. Она превышала 10 км/ч. В отличие от простонародья, городское правление не было впечатлено машиной и предписало фон Дрезу прекратить изобретение безделушек, как им казалось, под угрозой увольнения.
Потеря удачного места на государственной службе была серьёзной опасностью, и в течение нескольких лет изобретения никто не видел. «Помогли» распространению велосипеда тяжёлые годы. 1816-й год выдался засушливым. Урожаи были плохие, и деревенские жители, вслед за забиваемой скотиной, стали избавляться от лошадей. Когда пришла пора перевозить тяжести, вспомнили о причудливой коляске лесничего, и дрезина стала распространяться по округе.
Окончательно закрепил популярность изобретения баварский герцог, которому так понравилась новинка, что он профинансировал выпуск первой массовой партии, а уже в 1819 году велосипеды появились в Париже и Лондоне, где дальше и совершенствовались множеством местных механиков.
История развития
Первые упоминания о подобных механизмах встречаются уже в конце XVIII века, а неясные намёки находят даже в итальянских летописях середины 1400-х годов и в работах да Винчи. Современная хронология изобретений выглядит следующим образом:
- 1818 – фон Дрез патентует свой самокат, начинается распространение конструкции по Европе.
- 1840 – шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавляет к конструкции «машины для ходьбы» педали, но изобретение не расходится дальше окрестных деревень.
- 1860-1866 – парижанин Пьер Лалман (по другим источникам – Мишо) при ремонте самоката закрепляет на нём педали, в течение нескольких лет новое изобретение под названием «велосипед» выпускается его фирмой в объёмах 400 изделий в год.
- 1869 – проходит первая гонка по территории Франции.
- 1870 – выпуск первого полностью металлического велосипеда.
- 1876 – первый байк с приводом на заднее колесо, эксперимент англичанина Г. Бейтса.
- 1879 – первый байк с цепным приводом, который создал изобретатель Г. Лоусон.
- 1885 – старт продаж велосипеда «Ровер», полного конструктивного аналога современного велосипеда.
- 1888 – первая пневматическая шина, придумал её изобретатель Дэнлоп из Шотландии.
- 1915 – под маркой Bianchi в бельгийскую армию поступают первые велосипеды с двумя подвесами.
Далее обновления не изменяют форму изобретения, лишь добавляют новые скоростные и эргономические факторы.
Формы
Самокат
Всё начиналось с простейшей рамы и одинаковых колёс. Вариантов таких механизмов было множество. Назывались они «дрезиной» или «денди-хорс» (в Англии). Отлично снимая нагрузку и позволяя перевозить значительный груз, данные изобретения закрепились на европейском рынке XIX века, дав толчок новым разработкам.
Педальный велосипед
Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.
Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.
Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.
Ровер
Финальное усовершенствование – цепной привод на заднее колесо – потребовало ещё 30-ти лет разработки. За несколько десятилетий педальный велосипед, любимец денди и городских щёголей, превратился в «рабочую лошадку» и в годы Первой мировой войны активнейшее использовался по всей Европе.
Современные типы
После Первой мировой войны технический прогресс затронул и велосипеды. Ежегодно появлялись новинки, находившие своего покупателя. В 60-х годах появились гоночные модели, а в 70-х – горные байки. Рубеж 80-х и 90-х ознаменовался появлением велокомпьютеров и сложных систем переключения скоростей.
Велосипедный мир не стоит на месте, и уже появляются новые изобретения, такие как электрические велосипеды.
Заключение
История велосипеда – это история эффектного изобретения, на базе которого талантливые инженеры смогли создать современные прекрасные байки. Не так важно, кто конкретно изобрёл велосипед – фон Дрез в 1818 году, Мишо в 1860 или производители «Ровера» в 1885. Все они одинаково достойны звания «гениального изобретателя», потому что оставили свой след в истории современного мира.
загрузка…
velofans.ru
Киркпатрик Макмиллан — Kirkpatrick Macmillan
Киркпатрик Макмиллан (2 сентября 1812 в Keir, Дамфрис и Галлоуэй — 26 января 1878 в Keir) был шотландский кузнец . Он , как правило , приписывает изобретение педали привода велосипеда .
Изобретение педали велосипеда приводом
Согласно исследованию своего родственника Джеймс Джонстон в 1890-х годах, Macmillan был первым изобрести велосипед с педальным приводом. Джонстон, кукурузное торговец и tricyclist, имел твердую цель, по его собственным словам «чтобы доказать, что в моей родной стране Дамфрисе принадлежит честь быть родиной изобретения велосипеда».
Macmillan предположительно завершила строительство педали велосипеда привода древесины в 1839 году, который включал деревянные колеса железной оправы, рулевое колесо в передней и большее колесо в задней части, который был подключен к педали с помощью соединительных стержней.
Газета Глазго сообщила в 1842 году аварии , в которой анонимный «джентльмен из Дамфриса-Шир … перешагивать с дрезина … гениального дизайна» сбил пешехода в Gorbals и был оштрафован на пять британских шиллингов. Джонстон определил Macmillan , как этот джентльмен.
1939 налет на семейном кузнице в Courthill читает «Он построил лучше , чем он знал.» Тем не менее , Макмиллан жил в Глазго и работал в Vulcan Foundry в соответствующий период около 1840 года , а не в Courthill.
скептицизм
Доктрина Джонстон ярки, скромный и трудолюбивого торговец, добиваясь того, что другие будут делать только спустя десятилетие, захватила общественное воображение, особенно в Шотландии. Он также был хорошо принят среди историков, по крайней мере британских единиц, в начале 20-го века.
Джонстон не представил убедительных доказательств, хотя он писал , что он их. Скептики утверждают , что Макмиллан дизайн , который он представил был составным из двух +1869 velocipedes по Томас Маккол . По просьбе Джонстона, Томас Маккол построил точную копию , которая будет представлена в качестве Макмиллана в 1896 году Стэнли шоу (а теперь в Дамфриса музее) , возможно , по финансовым причинам.
Идентификация Макмиллана в качестве получателя раннего ускоряющегося билета на его велосипедного подвергается сомнению Аластер Доддс на том основании, что его применение требует ранней викторианской газету называют кузнеца в «джентльмен». Однако, это не объясняет, что дрезина гениальной конструкции была. Опасения не удерживало популярный пересказ с интересными подробностями из источников неизвестных, в том числе детали, что после аварии, его племянница Мэри Marchbank, имели незаконную поездку на машине, таким образом, став первой женщиной-велосипедиста.
Тем не менее, он сказал, что Гэвины Далцелла из Lesmahagow копировала машину Macmillan в 1846 году и передала детали для многих людей, которые в течение более чем 50 лет он был вообще расценен как изобретатель велосипеда.
Другие требования к изобретению
Некоторые историки, изучавшие изобретение велосипеда с педальным приводом, в том числе Дэвид В. Херлихи , государства, Macmillan не был первым изобретателем. Herlihy заявляет нет современника документальных свидетельств о том , что конструкция педали кривошипа была применена к 2-колесному транспортному средству и письму от клиентов в Шотландии к Michaux компании в 1868 году государства , что все человеческое питание транспортных средств есть трициклы и квадрациклы . Аналогичное требование сделал Дэвид Гордон Уилсон .
Смотрите также
Литература
- Clayton, Николас (весна 1987). «Первый велосипед!». Boneshaker . 113 : 25-29.
- Доддс, Аластер (1992). Киркпатрик Макмиллан — изобретатель велосипеда: факт или слухи? Материалы 3 — й Международной конференции по велоспорту истории , Неккарзульм, стр. 1-25.
- Одди, Николас (1990). Киркпатрик Макмиллан, изобретатель цикла педали или изобретения истории цикла? Труды первой международной конференции истории Велоспорт, Глазго , 1990, стр. 24-32.
Рекомендации
- ^ Б «Киркпатрик Макмиллан (1812-1878)» . История . BBC . Источник 2014-08-27 .
- ^ «Тихий кузнец , который никогда публично тормозов своего изобретения» . Scotsman . 2005-06-13 . Источник 2014-08-27 .
- ^ Джонстон, Джеймс (Winter 1899). «Первый велосипед». Gallovidian . Дамфрис. 4 .
- ^ Б Доддс, Аластер (зима 1991). «Что Киркпатрик Макмиллан изобрести?». Boneshaker . 127 : 11-16.
- ^ Клейтон, Николас (весна 1987). «Первый велосипед!». Boneshaker . 113 : 25-29.
- ^ Макмиллан, Роберт Р. (1999-06-18). «Киркпатрик Макмиллан и велосипеды» . Вестник . Plainview. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Источник 2014-08-27 .
- ^ Winn, Кристофер (2007). Я никогда не знал , что о Шотландии . Лондон: Ebury Press. п. 79. ISBN 978-0-09-191024-2 .
- ^ Herlihy, Дэвид В. (2004). Велосипед — История . New Haven: Yale University Press. стр. 65-69. ISBN 0300104189 .
- ^ Уилсон, Дэвид Гордон (2004). Велосипед Наука (3 — е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 12-13. ISBN 9780262232371 .
ru.qwertyu.wiki
Киркпатрик Макмиллан / Персоны / Велорама
В 1839 году впервые применил к двухколёсной машине педальный привод
Киркпатрик Макмиллан родился 2 сентября 1812 года на юге Шотландии в области Дамфрис и Галлоуэй, в местечке Кейр Милл (Keir Mill). Макмиллан был сыном кузнеца.
Работать у отца Макмиллан начал в 1824 году.
Примерно в то время Макмиллан увидел игрушечную лошадь на палке и захотел сделать нечно подобное для себя. В процессе создания он решил, что гораздо более удобным решением будет приводить лошадь в движение, не касаясь ногами земли. Так, работая у себя в кузнице, он сконструировал свою машину в 1839 году.
Педальный привод велосипеда Макмиллана был основан на возвратно-поступательных движениях педалей в горизонтальной плоскости, которые передавали усилие на заднее колесо при помощи специальных жёстких реек. Получившаяся конструкция была очень тяжёлой и требовала немалых физических усилий для передвижения.
Тем не менее, Макмиллан быстро освоил технику катания по неровным просёлочным дорогам и вскоре с лёгкостью преодолевал 22,5−километровую дистанцию до Дамфриса меньше, чем за час.
В июне 1842 года он совершил поездку в Глазго, находящийся от него на расстоянии 110 км. Поездка заняла у него 2 дня и стоила 5 шилингов, которые он заплатил за нанесение небольшой травмы маленькой девочке, перебегавшей ему дорогу.
Макмиллан никогда не планировал патентовать своё изобретение или зарабатывать на нём деньги. Но окружающие люди хорошо видели заложенный в конструкцию потенциал, и вскоре в продаже появились копии велосипеда Макмиллана.
В 1846 году Гэвин Датзелл (Gavin Dalzell) из Лесмахагоу графства Ланкашир скопировал велосипед Макмиллана, изменив лишь некоторые детали. В течение долгого времени Датзелл считался первым, кто изобрёл велосипед.
Так или иначе, сам Макмиллан не обращал никакого внимания на происходящее вокруг его изобретения и наслаждался жизнью в своей тихой родной деревне. Ушёл из жизни Киркпатрик Макмиллан в январе 1878 года.
velorama.ru
Киркпатрик Макмиллан изобрел велосипед? — FAQ
- Одежда
- Ремонт
- События
- Велосипеды и снаряжение
- Новости
- Магазин велосипедов
- Здоровье и питание
2019-11-20
- Какую проблему решали изобрести велосипеды?
- Вышел ли Киркпатрик Макмиллан?
- Когда изобрели велосипедные шлемы?
- Какой шотландский человек изобрел велосипед?
- Велосипед привел к созданию самолета?
- Кто изобрел велосипеды и когда?
- Был ли пенни фартинг изобретён человеком по имени киркпатрик?
- Для кого был изобретен велосипед?
- Кто изобрел велосипеды и где?
- Кто изобрел велосипед с педалями?
- Кто был Киркпатрик Макмиллан?
- Где был изобретен велосипед?
- Где Киркпатрик Макмиллан пошел в школу?
- Что изобрел Киркпатрик Макмиллан?
- Как изобрел велосипед?
- Был ли велосипед изобретен французским?
- Когда Эрнест Мишо изобрел велосипед?
- Кто изобрел велосипед?
- Почему изобрел велосипед?
- Кто изобрел велосипедный колокол?
- Кто изобрел велосипед и почему?
- Придумал ли велосипед привести изобретение самолета?
- Где Киркпатрик Макмиллан изобрел велосипед?
- Кто изобрел летающий велосипед в 1923 году?
- Почему Леонардо изобрел велосипед?
- Когда Киркпатрик Макмиллан умер?
- Почему был изобретен велосипед с грошами?
- Когда был изобретен специализированный горный велосипед?
- Когда изобрел велосипедный вилок?
- Когда изобрел велосипед?
- Когда был изобретен безопасный велосипед?
- Кто изобрел велосипед в 1888 году?
- Был ли велосипед изобретен в 1819 году?
- Кто изобрел велосипед в 1839 году?
- Когда изобрел велосипедный удар?
- Был ли изобретен велосипед в Италии?
- Какое влияние оказало изобретение на велосипеде?
- Разве братья изобрели велосипед?
- Кто изобрел первый дорожный велосипед?
- Когда Роберт Стивенсон изобрел велосипед?
- Когда изобрели велосипедное колесо?
- Кто изобрел шестерни на велосипеде?
- Кто изобрел велосипед
rus.bicycle-works.com
Экскурсия по велосипедам 19го века (обзор)
Немного истории
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат. Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».
В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным
.В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической.
Velocipede — Calvin Whitty 1867
Этот агрегат был построен по патенту Lallemont 1866 года, в New York City. Автор — Calvin Whitty, Стиль такой велосипедной рамы того времени называется “Serpentine Style” и является одним из самых ранних, используемым также французкой Michaux.
Velocipede — Pickering and Davis 1868
Перед вами представитель второго поколения эволюции рам велосипедов, стиль которой назывался “Diagonal Style”. Точно не известно кто сконструировал эту машину, но на педали имеется пометка “Pickering New York”, так что возможно это одна из их ранних моделей. Главная особенно этого велосипеда состоит в том, что при определенном воздействии на руль срабатывает тормоз (с которым он связан шнуром) и тот в свою очередь прижимается к заднему колесу.
Velocipede — Monod and Mercer 1869
Monod и Mercer были знаменитые велоконструкторы из New York City. В конце 1860х годов они производили самые качественные и технологичные велосипеды, их особенностями были такие новшества, как: педали из бронзы, увеличенный диаметр колес и задний тормоз
Velocipede — Narcissus Rocquemont, Avenue of the Grand Army, Paris c.1869
Этот экспонат был построен в Париже и обладал двумя главными преимуществами в технологии того времени: задним ходом и колесом, диаметром в 40 дюймов. Эти новшества делали его лучшим представителем в своем классе, коим он и оставался следующие 15 лет.
Velocipede — La Compagnie Parisienne des Velocipedes 1870
Еще один представитель французкой школы велопроизводства, и также обладатель весомых новшеств: металлические спицы (а не деревянные) и резиновые покрышки. Эта модель была заметно легче своих конкурентов и более комфортабельная для езды, засчет покрышек. После него все велосипеды с деревянными колесами стали называть «Boneshakers”.
J.I. Stassen “Nonpareil” 1873
А это уже велосипед английского инженера John Issac Stassen. На похожей модели David Stanten проехал совершил путешествие из Bath в Лондон, которое составляло 108 миль и потребовало 8 часов. Именно J.I. Stassen употребил название «велосипед» в рекламе своей продукции.
Surray Machinists co. “Invincible” 1879
Этот английский стиль получил название «ball head», одним из элементов которого было 50и дюймовое переднее колесо, грипсы из рога и нипелевое крепление спиц к втулке.
D.H.F. Premier by Hillman Herbert Cooper 1883
Английский инженер H.H.C продолжал экспериментировать с размерами колес и данная модель обладает уже 58 дюймовым. Еще одним интересным элементом является «двойная» вилка (с 2я ногами на каждой стороне). Данный велосипед был еще легче своих предшественников, а также более устойчивым и легким в управлении.
Singer and Co. England Xtraordinary Challenge 1884
Эта английская модель была самой популярной в свои годы. Велосипедист находился немного позади переднего колеса, таким образом центр тяжести смещался. Педалирование осуществлялось с помощью специальных рычагов, находящихся на переднем колесе. Такая конструкция защищала велосипедиста от падения через руль в случае аварии или попадания в яму.
Hillman Herbert Cooper 38″ “Kangaroo” 1886
Эта модель также обладала смещенным центром тяжести для защиты велосипедиста от падения. Отличительной чертой Kangaroo было первое применение цепной передачи от педалей к втулке переднего колеса. В народе этот велосипед получил прозвище «карлик».
HB Smith Co. 42″ Pony Star Smithville N.J. 1889
Уникальное решение проблемы с безопасностью велосипедиста, предложенное американским инженером. Как вы можете видеть в данной моделе большое колесо поставлено назад, а маленькое вперед. Педали велосипеда были также уникальными, они позволяли производить одновременное нажатие, напоминающее езду галопом, что заметно увеличивало скорость. На нем было выйграно не мало конкурсов «Hill Climb» («Заберись на холм»), этому способствовала возможность велосипедиста встать на педали и ехать стоя. Для демонстрации безопасности езды на этой модели, его создатель съехал по лестнице Капитолия в Вашингтоне.
Victor Model “C” Cushion Tire 1891
Новый стиль велосипедной рамы и интересная двойная вилка с рессорами — вот главные особенности этой модели. Покрышки были полыми и являлись прототипом современных велопокрышек. На нем американец Frank Lenz отправился в мировое велотурне в 1892 году. Но после прохождения 3/4 маршрута он исчез где-то в восточной Турции.
Chilion M.D.Stebbins Co. W. Springfield Mass. 1895
Интересной особенностью американской модели было использование новых материалов в кострукции велосипеда. Трубы рамы были сделаны из обработанного орехового дерева, а наконечники из алюминия и бронзы. Руль и обода были также деревянными.
Ladies Gormully & Jeffery Model 28 Roadster 1899
Красивая и оригинальная модель была очень популярной, потому что совмещала в себе новый стиль того времени и удобство езды для женщин. Трубы имели доболнительные элементы отделки, а также на цепи стояла защита от попадания в нее подола платья.
Orient Chainless Waltham Manufacturing Co. Waltham Mass. 1899
Американская модель с новейшей технологией того времени. Именно на ней выйграл знаменитый велогонщик Major Taylor в 1899 году.
www.cyclepedia.ru
История велосипеда — ER-KA.RU
Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на четырёх, трёх и двух колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах.
Барон Карл фон Дрез, 1820 год
Первый велосипед
Все же родоначальником веломашины как таковой считают немецкого барона Карла фон Дреза (иногда пишется Драйс или Дрейс). В 1814 году он сконструировал свое двухколесное детище — деревянный самокат, который сам назвал «машиной для хождения». Соседи изобретателя прозвали данный самокат «прогулочной лошадью». Но движения велосипедиста напоминали скорее работу ног лыжника: человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли.
В 1817 году Карл фон Дрез получил патент в Германии на изобретение якобы первого в мире велосипеда.
Беговая машина Карла фон Дреза, 1817 год.
В мире конструкторов этот вариант простейшего сооружения из двух колес, впервые управляемых с помощью руля, получил название по фамилии своего создателя — «дрезина». Слово «дрезина» и сегодня есть в нашем словаре, но означает оно немного иной агрегат.
Существует множество выдумок и мифов, связанных с началом истории велосипеда. К примеру, по непроверенным данным, российский умелец Артамонов объехал немецкого барона на своих колёсах на целых 14 лет.
Крепостной мастеровой нижнетагильского завода Ефим Михеевич Артамонов создал свой цельнометаллический велосипед еще в 1800 году. Продемонстрировал он его широкой публике — «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», а в 1801 году добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч км и показал свое детище во время коронации царя на Ходынском поле, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весила «веломашина» Артамонова более 40 кг. Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого превышал метр; диаметр заднего колеса — почти в 2 раза меньше. Общая высота велосипеда была около 1,5 метра. Но русскому мастеровому патент на изобретение не выдали.
В 1839−1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали, кривошип и рычаги к заднему колесу. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями. Переднее колесо возвращалось рулем, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил свое время, но не получил большого распространения.
Педальный привод, придуманный Киркпатриком Макмилланом, 1839 год.
Дальнейшее техническое улучшение велосипеда происходило в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Предприятия производят веломашины с усовершенствованной системой шатунов, прикрепленной непосредственно на переднее колесо.
Благодаря французскому мастеру каретных дел по фамилии Мишо в 1853−х годах появилась конструкция велосипеда, названная впоследствии «костотрясом».
«Костотряс» Пьера Мишо, 1853 год.
Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси; также впервые были применены: подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса. Практически одновременно с Мишо подобную машину изобрел механик Пьер Лалльман.
Хотя англичане прозвали этот «самоходный» велосипед «костотрясом», но его популярности это не повредило.
Оптимальная конструкция
Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2000 метров. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал в шоссейной гонке «Париж — Руан» на 120 км, впервые проводившейся на «костотрясах» . По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 часов 45 минут, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.
Катание на двухколесной транспортной новинке становится повсеместно причудливым увлечением. В Англии этим видом спорта увлекались и молодые, и старые, и мужчины, и женщины.
Вы можете себе представить, как велосипедист тех времен выглядел даже после короткой поездки по пыльной дороге? Но любители и владельцы этого нового средства передвижения не замечали ни стершихся подметок, ни замызганных штанов, ни усталости. Правда, остается открытым вопрос, отчего у человека больше ныли ноги — от ходьбы или от езды на «веломашине»?
При всем этом первые любители велосипедной езды героически противостояли и усмешкам врагов, и лаю собак, которые так и кидались на седоков «железных коней», причиняя немало транспортных невзгод. Поэтому велосипедисты возили с собой кнуты и пробочные пистолеты, дабы отгонять разъяренных псин. Правда, нельзя сказать, что в наше время собаки сильно поменяли свое отношение к велосипедистам.
В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. Годом позже парижская фирма «Мейер и К°» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.
Цепной привод французской компании «Мейер и К°», 1868 год.
С 1869 года велосипеды стали оборудовать металлической рамой. В том же году на смену железным пришли шины из цельной резины. Хотя, по правде говоря, никаким новшеством это не было — еще в 1845 году англичанин Роберт Уильям Томпсон запатентовал надувную шину, но его изобретение было надолго забыто.
1870−1885 годы были периодом «пауков», т.е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. К оси переднего колеса были прикреплены педали и руль, а велосипедисту приходилось сидеть практически на вершине переднего колеса.
Большеколёсный велосипед, 1870 год.
Их производили и французы, и немцы (фирма в Нюрнберге), и англичане. Также они назывались «большеколёсный велосипед» (англ. «Ніgh bicycle» или «High Wheeler») и «пенни-фартинг» (англ. «Penny-farting»).
Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса, и, соответственно, к уменьшению заднего. Притом увеличилась скорость, набираемая данным велосипедом, по сравнению с его предшественниками. В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30 километров в час.
К сожалению, передвижение на «пауке» было довольно небезопасным — этому способствовали большая высота сидения и смещенный к переднему колесу центр веса. При малейшем толчке велосипед опрокидывался, и седок совершал кульбит через руль. Прогресс «пауков» шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов машин.
В 1872 году в Британии был собран «Ариэль» — экземпляр велосипеда с большим передним колесом, в дальнейшем получивший название «Ординари» (с англ. — «обычный»).
Альтернативой «паукам» были трехколесные велосипеды.
Хотя, нужно заметить, что именно на усовершенствованном «пенни-фартинге», можно сказать «небоскребе», Томас Стивене совершил в 1885−м кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 километров в день.
В 1878 году английский изобретатель Лоусон ввел в конструкцию велосипеда цепную передачу.
Вслед за «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру» — с цепной передачей, увеличение скорости в этом велосипеде достигалось соотношением шестерен.
Велосипед «Кенгуру» с цепным приводом, 1878 год.
В 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были малопригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.
Усовершенствование полюбившегося транспортного средства продолжалось — только в 1892 году во Франции было выдано 1000 патентов на новые велосипедные конструкции, в Англии — 2400, в США — 4000!
В 1884 году Джеймс К. Старли изобретает «безопасный велосипед», конструкция которого — с равновеликими колесами — стала прообразом современных моделей.
«Безопасный велосипед» с равновеликими колёсами, 1884 год.
Но настоящий переворот в изобретении велосипедов произошел в 1887 году, когда шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп применил полую пневматическую шину. Для того чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего сына, он «обул» колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины сильно замедлили движение. Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого не хватало «стальному коню» для окончательного признания его удобным способом передвижения.
В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта.
Велосипедный спорт
Начиная с 1870 года, в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство велотреков.
Велосипедная гоночная лихорадка, охватившая в конце 19 века Западную Европу и Америку, докатилась и до российских просторов. Первое официальное соревнование было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях — 1,5 и 7,5 верст. В гонках приняли участие американский, австрийский и английский спортсмены.
1883 год и стал датой рождения велосипедного спорта России.
Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского клуба велосипедистов и Московского общества велосипедистов-любителей. В Петербурге такое общество (первое русское) было создано еще в 1882 году, а вот его Устав был утвержден 5 декабря 1884 года.
В 1896 году среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Льва Николаевича Толстого. 70−летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели вскоре подарили ему велосипед с серебряными спицами.
Центрами велосипедной жизни постепенно стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 году в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250 метров, который собирался за полчаса. А в Одессе в 1894−м был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 метров.
С 1890 года в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе.
Здесь хочется подчеркнуть, что пневматические шины усовершенствовал именно наш соотечественник — Г. Иванов, который предложил раздельные камеру и покрышку.
1890 год также стал годом создания «классического» в нашем понимании велосипеда. Французская фирма Clement, Paris выпустила модель с названием Safety — с замкнутой рамой, подвесной кареткой, цепным (блоковым) приводом, колесами одинакового диаметра, которые имели радиальные спицы. Практически единственными недостатками этого велосипеда, как для нашего времени, были литые резиновые шины «Кушен» и отсутствие свободного хода в цепной передаче.
В 1891 году было положено начало традиционной дорожной гонке «Бордо — Париж» длиной 600 километров.
А в России в том же году произошло важнейшее событие в спортивной жизни — розыгрыш звания «Первый ездок России» (его еще назвали первым «Всероссийским чемпионатом»). В Москву тогда съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева и Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892−1894 г.г. в Москве.
В 1894−м впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.
Надо отметить и рождение в 1895 году самой тяжелой и длительной гонки «Петербург — Москва».
Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик Михаил Дзевочко.
В 1898 году американская «велосипедостроительная» фирма в штате Индианаполис выпустила на рынок современную веломашину Waverley, которая отличалась оригинальным дизайном, деревянными ободами на колесах, а самое главное — технической новизной. Ее блоковая цепь имела шаг в один дюйм.
1899−й стал годом рекорда велосипедной скорости — гонщик Мэрфи «Миля» проехал 1 милю за 57,75 секунды.
До наших дней дошло только заслуженно заработанное прозвище этого велогонщика, а вот фамилия осталась неизвестна.
Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903 году, общая протяженность — 5000 километров. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.
Олимпийские велогонки
Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 года были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один — на шоссе.
Российские велосипедисты впервые выступили на олимпийской трассе в Стокгольме в 1912 году.
Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320−километровую гонку, он был на 60−м месте. Но уже в 1926−м российские гонщики убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50−е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952 году.
Уникально достижение французского спортсмена Пауля Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом.
Командный заезд на 4000 метров, Олимпийские игры в Финляндии. Хельсинки, 1952 год.
Фото: Life
На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.
На Олимпийских играх в Атланте в 1996 г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Тогда впервые в истории Олимпийских игр к своим двухколесным братьям присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.
Кстати, изобрели горный велосипед чуть больше 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии.
Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90−х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта: маунтинбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований.
Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году программа соревнований по велосипедному спорту была расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыграны женщинами.
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
er-ka.ru