10 лучших джазовых альбомов, которые должны быть в любой коллекции
21 октября исполняется 100 лет со дня рождения ярчайшего джазового трубача Диззи Гиллеспи. Руководитель одного из знаменитых джазовых оркестров Каунт Бейси, чья звезда взошла несколько раньше и в иную эпоху, говорил: «Гиллеспи создал 75% современного джаза». Как ни странно, и сегодня эта мысль кажется актуальной. Уж во всяком случае джазовый мейнстрим обязан своим происхождением именно Гиллеспи. Сейчас странно себе представить, что представители более старшего поколения обрушивались с яростной критикой на музыку Гиллеспи и его соратника, великого саксофониста Чарли Паркера, утверждая, что это не джаз. Впрочем, подобная история повторялась с различными видами джазовой музыки неоднократно. По случаю юбилея Гиллеспи мы рассказываем вам про десять джазовых пластинок, которые по некоторым критериям считаем лучшими. Конечно, выбрать десять безусловно лучших пластинок из огромного океана — задача невыполнимая. И все же мы постарались представить на ваш суд записи, которые либо стали важным событием в истории джаза, либо отражали какое-либо значительное направление.
«The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert» (1950, Columbia)
Benny Goodman
Запись исторического концерта 1938 года одного из главных (на тот момент так и просто главного) джазовых оркестров США. Этот концерт фактически ознаменовал собой успех джаза в так называемом большом свете: в Карнеги-холле, цитадели «серьезной музыки», впервые выступил джаз-бэнд. Так называемая эра свинга, когда молодая американская публика неожиданно приняла новую горячую музыку, началась примерно за два с половиной года до концерта в Карнеги-холле, и именно оркестру Бенни Гудмена повезло оказаться первым на этой волне. Бенни Гудмен был не только ярким музыкантом и талантливым руководителем оркестра: в истории джаза он сыграл также просветительскую роль (важное значение для популяризации джазовых оркестров имели трансляции его оркестров по радио) и общественную — Гудмен был первым руководителем ансамбля, у которого вместе играли «белые» и «черные» музыканты. По этой записи можно получить представление о тогдашнем джазе вообще: музыканты играют архаичный джаз 1918 года, произведения для большого состава и для квартета (Бенни Гудмен — кларнет, Тедди Уилсон — фортепиано, Лайонел Хэмптон — вибрафон, Джин Крупа — ударные). Быстрые темпы со стреляющими акцентами ударных, вихреобразные унисоны духовых, остроумные соло — свинг во всей красе.
«Djangology» (2005, Bluebird)
Django Reinhardt
Великий французский гитарист бельгийского происхождения Джанго Рейнхардт не увидел при жизни ни одной своей записи на долгоиграющей пластинке. Выступления, попавшие на этот сборник, были сделаны гитаристом в 1949 году во время гастролей по Италии с многолетним партнером, французским скрипачом Стефаном Граппелли, им аккомпанировала итальянская ритм-секция. Эти концерты оказались последней совместной работой Рейнхардта и Граппелли. Запись не типичная: с 1934 года до начала войны музыканты сотрудничали прежде всего в рамках ансамбля Quintette du Hot Club de France, образовавшегося по инициативе парижского общества любителей джаза, и тот квинтет состоял из трех гитаристов (включая самого Джанго и его брата Жозефа), скрипача и контрабасиста. В Италии же Райнхардту и Граппелли аккомпанирует фортепианное трио. Таким образом к традиционному звучанию jazz manouche — так называется созданный Рейнхардтом стиль (manouche — самоназвание цыган, пришедших во Францию через Германию и другие более северные страны Европы) — добавляется фортепиано и, главное, ударные. Но играет ритм-секция крайне деликатно, так что порой кажется, что мы слушаем запись дуэта. Оттенки же игры дуэта представлены со всем изяществом.
Рейнхардт, тончайший музыкант, ставший выдающимся виртуозом несмотря на увечье (два пальца на левой руке у него с юности оказались парализованы в результате пожара), оказался чуть ли не единственным европейским музыкантом, сложившимся в довоенную эпоху, которому удалось стать важной фигурой для американского джаза. Многие американские джазовые гитаристы испытали на себе его влияние. В фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий» вымышленный гитарист Эммет Рэй то и дело говорит: «В игре на гитаре мне нет равных… Кроме этого цыгана во Франции».
«Afro» (1954, Norgran)
Dizzy Gillespie
Юбиляра можно было бы представить и другой записью (впрочем, с такого оборота мог бы начинаться каждый из десяти опубликованных здесь сопроводительных текстов), более характеризующей его как основоположника бибопа и прародителя современного джазового мейнстрима. На эту роль подошли бы, например, филигранный альбом «Bird and Diz», захватывающий диалог Гиллеспи с Чарли Паркером, или легендарный концертник «Jazz at Massey Hall», где та же пара вместе с пианистом Бадом Пауэллом, контрабасистом Чарльзом Мингусом и барабанщик Максом Роучем демонстрирует потрясающий полет музыкальной фантазии и упивание свободой в реальном времени. Если некоторых деятелей современного мейнстрима иногда можно упрекнуть в излишней приверженности испытанным схемам и упоре на технику в ущерб искусству, то Гиллеспи и его товарищи на этих записях, напротив, доказывают, что джаз — это живая жизнь, которая даже в заданных рамках будет протекать по одной ей известным законам. Но хочется упомянуть и еще одну сторону творчества Гиллеспи. Он был одним из первых, кто смог легко соединить джаз с латинскими ритмами (сегодня Latin jazz — одно из магистральных направлений современной импровизационной музыки; в 2012 году в американской музыкальной индустрии случился грандиозный скандал, когда премия «Грэмми» лишилась номинации «Лучший альбом латинского джаза», и уже на следующий год номинация вернулась в строй). Альбом делится на две части. Первые четыре номера записаны большим составом, аранжировки для которого сделал кубинский композитор Чико О’Фаррилл. Последние три номера играет куда более скромный состав, однако звучание их не сильно менее насыщенно благодаря тому, что в них, как и в первых четырех, звучит расширенная (кубинская) перкуссионная секция. «Manteca Theme», «A Night in Tunisia», «Con Alma» и даже сочиненный за восемнадцать лет до этой записи «Caravan» звучат здесь как радостные гимны сочной, богатой впечатлениями и красками жизни и представляют собой лучшие образцы афро-кубинской музыки.
«Lady Sings the Blues» (1956, Clef)
Billie Holiday
Не так уж легко выбрать лучшую запись этой удивительной певицы. Сильно отличается от других в ее дискографии пластинка «Lady in Satin», последняя, вышедшая при жизни Билли Холидей: здесь ей помогает большой оркестр под управлением Рэя Эллиса с обилием струнных. Общее звучание душещипательное, но по-салонному приглаженное — и только неповторимый голос певицы как будто выпадает из всей этой стерильности и одновременно как будто оправдывает ее существование. К этому времени голос Холидей, сильно изменился — ослабел, стал хрипловатым, более дрожащим, — и все же это был ее голос, ни с чем не сравнимый, ни во что не вписывающийся, завораживающий этой своей естественной кривизной, непоставленностью, странностью. «Lady in Satin» показала, как Билли Холидей в любом антураже остается самой собой. Но раз уж мы говорим о джазовых пластинках, наверное, уместнее предложить запись Холидей в сопровождении джазового ансамбля. Тем более что некоторые аккомпаниаторы здесь заслуживают отдельного упоминания: пианист Уинтон Келли, гитаристы Кенни Буррелл и Барни Кесселл, барабанщик Чико Хэмилтон. Самые важные треки на альбоме — наверное, первый, давший ему название и сразу погружающий нас в привычное для Холидей состояние ироничной обреченности, этакого пограничного состояния между мажором и минором, — и пронзительная «Strange Fruit», посвященная жертвам линчевания.
«Kind of Blue» (1959, Columbia)
Miles Davis
Не только одна из самых известных работ великого трубача Майлза Дэйвиса, но и одна из самых популярных пластинок в истории джаза. Около десяти лет назад она стала четырежды платиновой, количество проданных копий достигло по меньшей мере четырех миллионов. Это особенно интересно, поскольку джаз часто ассоциируется с чем-то бодрым, виртуозным, стремительным, а на «Kind of Blue» мы слышим музыку задумчивую, неторопливую, местами даже довольно тягучую. Тем не менее в ней дышит та же свобода, та же жизнь, что и в более энергичных джазовых записях — с импровизацией, неровностями и настоящим чувством. В записи альбома приняли участие саксофонисты Кэннонболл Эддерли и Джон Колтрейн и пианист Билл Эванс — серьезная сольная карьера двух последних началась как раз сразу после выхода пластинки. «Kind of Blue» считается одним из первых опусов так называемого модального джаза, в котором музыкальной основой являются не смены гармоний, а звуковые сочетания внутри лада, так что базовые ходы и импровизация могут быть построены фактически на одном аккорде с небольшими смещениями. Оказывается, что, пользуясь формально столь ограниченным набором средств и довольно скупо импровизируя (послушайте, например, соло Колтрейна в «Blue in Green»), можно достичь невероятного богатства оттенков.
В 2014 году в джазовом мире случился скандал: ниспровергатели основ из ансамбля со страшным названием Mostly Other People Do the Killing записали альбом, на котором воспроизвели все партии «Kind of Blue» один в один, то есть сделали на основе одного из главных джазовых произведений нечто, по сути противоречащее самому духу джаза.
«A Love Supreme» (1965, Impulse!)
John Coltrane
Одна из признанных вершин в творчестве великого саксофониста и в джазе вообще. В 1962 году сформировался так называемый классический квартет Джона Колтрейна — с Маккоем Тайнером на фортепиано, Джимми Гаррисоном на контрабасе и Элвином Джонсом на ударных. К этому моменту Колтрейна уже обвиняли в том, что он играет «антиджаз»: до образования «классического квартета» саксофонист активно развивал идеи модального джаза (см. главку про “Kind of Blue’), а также вдохновлялся принципами, заложенными в индийских рагах и зарождавшемся фри-джазе, то есть джазе, свободном от гармонических и ритмических рамок. Иными словами, Колтрейн решительно двигался в сторону от привычных джазовых схем, его ансамбль мог, например, подолгу импровизировать, сидя на одной гармонии. С новым квартетом саксофонист временно возвращается к мягкому традиционному звучанию, построенному на регулярных сменах гармоний, к коротким балладам — хотя этим деятельность ансамбля не исчерпывается, и на концертах квартет порой играет бурно и опять же опираясь на лады. С таким творческим багажом и, как выражался Колтрейн, «сбалансированным репертуаром», ансамбль подошел к созданию четырехчастной сюиты о любви к Богу. Первая часть, «Acknowledgement», строится преимущественно на последовательности из четырех нот, которую сначала играет контрабас, а позднее всячески обыгрывает саксофон, и на эти же ноты Колтрейн кладет слова «a love supreme», давшие название всей сюите; соло в середине части временами более всего похоже на повторение с вариациями одной почти разговорной фразы. Вторая часть, «Resolution», ближе всего к джазовой пьесе с внятной темой и ее развитием с помощью соло фортепиано и саксофона — при этом создана она по принципам модального джаза. Третья и четвертая части в некоторых изданиях идут одним треком, при том что они совсем разные. В «Pursuance» каждому участнику квартета предоставлена возможность показать себя, пианист и особенно барабанщик и саксофонист пускаются во все тяжкие, пока их не прерывает более сдержанный монолог контрабаса. Наконец, «Psalm» представляет собой уникальный опыт интерпретации текста с помощью музыки: под аккомпанемент остальных, вновь обыгрывающих один лад, Колтрейн исполняет на саксофоне псалом собственного сочинения, не произнося слов, — каждая нота примерно соответствует одному слогу текста, и по интонированию и паузам примерно можно понять, где какое слово начинается.
После этой эпохальной работы квартет в течение 1965 года сделал ряд записей, на которых звучит гораздо более свободно, пока Колтрейн, одержимый новыми радикальными идеями и осваивающий радикальные способы звукоизвлечения, не стал расширять состав, в результате чего ансамбль покинули пианист Тайнер и барабанщик Джонс. Музыка Колтрейна стала совсем другой.
«Light as a Feather» (1973, Polydor)
Chick Corea and Return to Forever
Клавишник Чик Кориа руководил и руководит ансамблями различной направленности. Есть среди них те, в звучании которых больше электричества и фьюжн, есть акустические, в большей степени наследующие традиционному джазу. Ансамбль же Return to Forever в разные периоды звучал совершенно по-разному. Известнее всего состав с Элом Ди Меолой на гитаре — записи середины 1970-х считаются классикой фьюжн и/или джаз-рока. Первый состав Return to Forever — совсем другой. Гитары здесь нет вовсе, основной солирующий инструмент, помимо электропиано, — флейта или (реже) саксофон Джо Фаррелла. Важнейшая составляющая — бразильский колорит, который привносит супружеская пара: певица Флора Пурим и перкуссионист Аирто Морейра. Звучание альбома облегченное и порхающее (второй постоянный участник ансамбля, Стэнли Кларк, еще не переключился с контрабаса на бас-гитару). Голос Пурим с богатым диапазоном как нельзя лучше вписывается в общую ткань. Обволакивающий в композиции, давшей название альбому, заводящий в «You’re Everything» (с этого номера начинается пластинка), как будто изломанный, но приводящий в единственно возможную точку в «500 Miles High». Но еще более он уместен в номерах без текста — «Captain Marvel» и особенно великой «Spain», где уже воспринимается просто как один из инструментов, без которого идеальное звучание этого произведения, похоже, невозможно (хотя Кориа неоднократно исполнял его с другими составами как инструментал). «Spain» начинается с вдумчивой, прочувствованной цитаты из «Аранхуэсского концерта» для гитары с оркестром испанского композитора Хоакина Родриго — и вдруг неожиданно откуда-то обрушивается клавишный каскад, а потом вступает голос, и тебя подхватывает этот поток, и ты уже, наверно, никогда не забудешь эту музыку.
«The Köln Concert» (1975, ECM)
Keith Jarrett
Обложка концертного альбома Кита Джарретта «The Köln Concert»
Пианист Кит Джарретт — одна из самых разносторонних и противоречивых фигур в истории джаза. Музыкант, постаравшийся глубоко погрузиться не только в джаз, но и в академическую музыку (в его репертуаре — «Хорошо темперированный клавир» Баха и «24 прелюдии и фуги» Шостаковича). Композитор, сочинявший для академических составов. Мультиинструменталист (помимо основного инструмента, фортепиано, Джарретт иногда играет на ударных, гитарах, органе, духовых инструментах). На одном из самых ранних альбомов он играет (и поет!) нечто, больше всего похожее на фолк-рок. А несколько лет назад он выпустил записи, которые можно было бы охарактеризовать как то ли фьюжн, то ли инструментальный калифорнийский рок, да еще и с элементами этнической музыки. В концертной деятельности в последние годы Джарретт сосредоточился полностью на двух форматах — трио с контрабасистом Гэри Пикоком и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом и сольных выступлениях. С трио Джарретт занимался либо тотальной импровизацией, либо исполнением джазовых стандартов, то есть произведений, в течение десятилетий неизменно присутствующих в репертуаре большинства джазовых музыкантов. Но последние три года Джарретт уже и с трио не выступает. Сольные концерты пианиста — почти что парадоксальное явление для джаза: Джарретт выступает только в больших концертных залах и требует от публики абсолютной тишины. При этом во время исполнения ведет себя вызывающе — корчится и издает звуки, похожие на стон или писк. Сольные выступления Джарретта строятся почти исключительно на импровизации, причем нередко (как и в «Кёльнском концерте») медитативной, вокруг двух аккордов. Эта запись стала самым популярным сольным альбомом в истории джаза и самым популярным фортепианным альбомом в истории звукозаписывающей индустрии. Что особенно удивительно, если учесть, что концерт Джарретт давал поздним вечером, страшно усталый, страдая от болей в спине, и чуть не отказался выступать, узнав, что ему по ошибке предоставили для концерта старый инструмент с плохим звуком. Тем не менее, как можно слышать, пианист сделал все возможное и невозможное, чтобы выжать из неудачного рояля нужное звучание.
А новые сольные альбомы Джарретта продолжают выходить, и в ноябре нас ждет издание с записями концертов в Италии в 1996 году на четырех дисках
«Masada: Zayin» (1996, DIW)
John Zorn
Какую только музыку не сочинял (и не продолжает сочинять) Джон Зорн — саксофонист, композитор, идеолог и гуру Даунтауна, нью-йоркской авангардной сцены. Для больших и малых академических составов, для фортепианного трио, для струнного трио, для гитары соло, для женского вокального ансамбля, для (условно) рок-группы, способной играть все на свете (впрочем, этим качеством отличаются, кажется, все музыканты, попадающие в орбиту Зорна). Его музыкальные интересы простираются от сёрфа до нойза, от регтайма до грайндкора. Иногда он и работающие с ним музыканты могут в течение двух или трех минут по-постмодернистски перескакивать из одного стиля в другой, от какофонии к благозвучию, от быстрых темпов к медитации и обратно. А бывают у него произведения, пришедшие как будто из предыдущих эпох — настолько удачно он чувствует всевозможные направления и интонации. В музыке квартета Masada Зорн сочетает принципы фри-джазового (см. главку про «A Love Supreme») ансамбля в духе одного из основоположников жанра Орнетта Коулмена и элементы мелодий и гармоний из музыки восточноевропейских евреев.
Эта «радикальная еврейская культура», как ее называет Зорн, оказалась одним из самых богатых источников в его творчестве. Ансамбля Masada, в котором вместе с ним играли трубач Дэйв Даглас, контрабасист Грег Коэн и барабанщик Джоуи Бэрон, нет уже больше пятнадцати лет, а композиции такой направленности Зорн продолжает сочинять для самых разнообразных ансамблей и музыкантов. Только что вышел 32-й (!) том второго цикла «песен Masada», а в следующем году нам обещают бокс из 11 дисков с композициями из третьего цикла.
«Tuesday Wonderland» (2006, ACT Music)
Esbjörn Svensson Trio
Последний студийный альбом выдающегося шведского трио, выпущенный при жизни его лидера, пианиста Эсбьорна Свенссона, погибшего на 45-м году жизни во время занятий подводным плаванием. (Кстати, последний концерт трио состоялся в Москве.) Свенссон ушел в момент расцвета (неизданных студийных записей хватило еще на два альбома, вышедших после его смерти), и альбом «Tuesday Wonderland» наглядно это демонстрирует. Свенссон, впрочем, и раньше успел доказать, что фортепианное трио, по формальным признакам неотличимое от традиционных джазовых ансамблей с таким же составом, способно с успехом выступать в рок-клубах и на стадионах, попадать со своими клипами на MTV, фигурировать в хит-парадах наравне с поп-артистами. Возможно, одна из главных причин успеха трио заключалась в умении Свенссона сочинять мелодически простые и привязчивые пьесы, используя элементы разных музыкальных языков. Джаз для Свенссона был лишь одним из компонентов в сочинении музыки, и, конечно, музыка трио (и многих других ансамблей, пошедших по его стопам) стала очередным поводом для обсуждения, где джаз кончается. Действительно, некоторые произведения e.s.t. можно смело назвать рок-композициями, в других очевиден элемент эмбиента, а, например, «Fading Maid Praeludium», открывающая альбом «Tuesday Wonderland», начинается как сочинение эпохи романтизма, а затем превращается в металлический медляк. Кроме того, участники трио обильно использовали различные способы обогащения звучания, вплоть до электронных приспособлений. И все же истинный джаз хоть явно, хоть незримо, но присутствует в музыке Свенссона как дух свободы, легкость, склонность к переменам — да порой и как свинговое начало, особенно в импровизации.
После гибели пианиста его соратники, контрабасист Дан Берглунд и барабанщик Магнус Эстрём, основали каждый свой ансамбль, со своим почерком и своим языком.
www.soyuz.ru
Информационный портал о рок и джаз музыке
Джаз настолько неординарное направление в музыке, что даже сотни экспертов не могут сойтись во мнении, какой же альбом лучший. Чтобы составить наш рейтинг пришлось собрать рейтинги с полутора десятка крупных сайтов посвященных джазу, учесть мнения пользователей джазовых форумов и математическим путем результат ранжировать. Данная работа отражает математический подход и опирается лишь частично на вкусы автора. 104 альбома в списке потому, что в разных источниках, в первых 20 упоминались суммарно 104 работы. Но все-таки первые два места большинством отдаются Kind of Blue -Miles Davis и A Love Supreme -John Coltrane, я бы не делил их на первое и второе место, тем более Колтрейн мне нравится больше.1-10 места.
1. Miles Davis — Kind of Blue | Релиз 17 августа, 1959, на Columbia Records. Да, это возможно, номер один по продажам среди джазовых альбомов всех времен. Многие говорят, что это лучший джазовый альбом всех времен. Удивительно но, музыканты даже не репетировали перед записями сессии. Майлс только показал в Blue Note несколько мелодий и аккордов и сразу же преступил с музыкантами к записи с первой попытки. Он любил так делать и хотел, чтобы все было спонтанно, само собой все играли блестяще. Все гениальное рождается легко, тем более с таким составом: Miles Davis – trumpet, руководитель, Julian «Cannonball» Adderley – alto saxophone за исключением «Blue in Green», Paul Chambers – double bass, Jimmy Cobb – drums, John Coltrane – tenor saxophone, Bill Evans – piano (за исключением «Freddie Freeloader») , Wynton Kelly – piano в «Freddie Freeloader». Читаем рецензию от Rolling Stone у нас на сайте в обзоре 20 величайших альбомов всех времен. |
2. John Coltrane — A Love Supreme | Релиз – декабрь 1964 Impulse! Records. A Love Supreme полностью изменил мир джаза в 1965 году, и даже сегодня эффект его воздействия можно найти во многих музыкальных стилях, и не только в джазе. Альбом – шедевр, альбом откровение. Гармонический язык Колтрейна здесь эволюционирует от чрезвычайно сложного и плотного освоенного им при работе с Майлсом Дэвисом и Телониусом Монком до чистой, сырой страсти. Четыре пьесы с этого альбома одновременно заполнены эмоциями гнева, радости, грусти, экстаза, трагедии и триумфа. Многие писатели или художники, слушают A Love Supreme, чтобы вдохновиться, получить энергию и страсть для своего искусства. Попробуйте и вы, если не слышали этот шедевр, познакомиться с ним на хорошем аппарате в приятной атмосфере. |
3. Sonny Rollins — Saxophone Colossus | Релиз декабрь 1956 , Prestige Records. Этот альбом демонстрирует нам, как получается классический джаз. Saxophone Colossus скорее всего самая значимая запись Сонни Роллинса. Каждая пьеса здесь чувствуется не только сложно, но душевно и гладко. Альбом включает в себя пять вещей, но каждая из них хитовая, и в каждой Сонни играет на высочайшем уровне и никогда не разочарует слушателя. Сонни играет комплексный бибоп, который очень доступный и где каждая нота имеет смысл. |
4. Dave Brubeck — Time Out | Релиз 1959, Columbia Records. Это был первый инструментальный джазовый альбом проданный тиражом более миллиона копий. «Take Five» стала хитом номер один в чартах Billboard, что уже является серьезным подвигом для любой джазовой вещи (тем более 5 / 4!). Автор шедевра саксофонист из группы Брубека, Paul Desmond. Брубек попросил музыкантов на репетиции сочинить какую-либо пьесу с нестандартным размером, на следующий день, Дезмонд принес наброски шедевра. Помимо Take Five, весь альбом насыщен нетипичными для джаза того периода ритмами из Восточной Европы, рождающими новый звук. Сложные ритм и звук используются очень естественно, поэтому альбом слушать легко, вероятно, в этом причина его успеха. Это один из тех альбомов, с которого можно начинать знакомство c джазом, так как он может быть понятен и не продвинутым слушателям. |
5. Cannonball Adderley — Somethin’ Else | Somethin’ Else выпущен в 1958 году Julian «Cannonball» Adderley на Blue Note, стили Hard bop и Cool. Многие критики и любители джаза, считают его лучшим из, когда-либо изданных альбомов. Мощный состав, Miles Davis – Trumpet, Hank Jones – Piano, Sam Jones – Bass, Art Blakey – Drums и отлично сыгранно. Многие спорят о степени влияния Дэвиса на запись Somethin’ Elsе. Дэвис играл несколько первых соло, и согласно надписи на обложке диска, выбирал большую часть материала — он будет продолжать играть «Autumn Leaves» и «Love for Sale», еще с более неистовым темпом, в ближайшие годы. Он также написал блюзовый заглавный трек и предложил Аддерли кавер на «Dancing in the Dark» (на котором Дэвис не появляется). Единственным исключением является 12- тактовый блюз»One for Daddy-O», написанный братом Аддерли, Натом (для Чикагского радио DJ Holmes «Daddy-O» Daylie, не являвшемся отцом музыканта). Тем не менее, в конце этого трэка, можно услышать фразу Дэвиса обращенную к продюсеру Alfred Lion: «Это то, что вы хотели, Альфред?». Сотрудничество между Аддерли и Дэвисом будет продолжено и в 1959 году в альбоме номер один рейтинга Kind of Blue. |
6. Keith Jarrett — The — Koln Concert | Koln Concert записан и выпущен лейблом ECM, джазовым пианистом Keith Jarrett, выступившем с сольными импровизациями в Cologne Opera House в Cologne (нем. Köln) 24 января 1975 г. В 2001 году он стал самым популярная сольным альбомом в истории джаза, и самым продаваемым фортепианным альбомом, с объемом продаж более чем в 3,5 млн. долл. США. Я бы сказал хрестоматийный, культовый альбом джазовых пианистов. Сейчас трудно поверить, но Джарретт не спал перед концертом две ночи. Он прибыл в оперу поздно, уставшим после изнурительной многочасовой езды в Renault R4, перекусил немного за несколько минут до выступления. Узнав о некачественном фортепиано, Джарретт собирался отказаться играть. Vera Brandes(промоутер), которой только исполнилось 18 лет, должна была убедить 29-летнего Джарретта выступать, несмотря ни на что. В последний момент у звукооператоров родилось решение об установке микрофона для записи концерта, хотя бы для домашнего архива. Инструмент звучал металлически и скудно в верхних регистрах, поэтому Джарретт сосредоточился на многократном повторении ритмических фигур. Но трудности помогают сделать шедевры, и альбом стал тем, чем он является на сегодняшний день. |
7. Charles Mingus — Mingus Ah Um | Релиз 1959 год, Columbia Records. У Чарльза Мингуса свой способ сделать звук бэнда сочным, оригинальным, с сумасшедшим свингом. Этот альбом содержит много песен-требьютов бывшим легендам джаза, которые гарантированно заставят вашу ногу поддергиваться в ритм, а пальцы щелкать! В нем есть несколько великолепных баллад с красочными и эмоциональными аранжировками духовых. Кроме того пластинка имела и социальный смысл, композиция — протест Fables of Faubus посвящена печально известному губернатору штата Арканзас, который выступал против интеграции чернокожих и белых учеников. |
8. Eric Dolphy — Out to Lunch! | Последняя студийная запись Долфи сделанная им до своей смерти в 1964 году под релизом Blue Note. Это довольно авангардная работа, и много людей, наверное, думает, что группа просто играет случайные ноты, но конечно это не так. Альбом создает таинственный звуковой пейзаж, используя весь талант виброфониста Bobby Hutcherson, трубача Freddie Hubbard, басиста Richard Davis, и ударника Tony Williams. Попробуйте понять и поверить в его атмосферу, дайте звуку проникнуть в ваше сознание. |
9. Oliver Nelson — The Blues & the Abstract Truth | Релиз август 1961, Impulse! Records. Это довольно серьезный альбом, который уходит в глубину различных форм блюза. Первый трек, Stolen Moments, замечательно использует четыре духовых инструмента для создания атмосферного настроения с удивительными соло гигантов джаза Freddie Hubbard, Eric Dolphy, Nelson и Bill Evans . Баритон-саксофонист George Barrow не солирует в альбоме, но его звук один из ключевых в тонких особенностях голосоведения аранжировок Нильсона. Энергия и качество этого альбома сравнимы даже с Kind Of Blue, но с чуть более современным стилем. |
10. Charles Mingus — Black Saint & the Sinner Lady | Альбом был записан 20 января 1963 года и выпущен лейблом Impulse!. Эта работа часто оценивается критиками как одна из двух лучших работ(другой альбом Mingus Ah Um номер 10 в нашем рейтинге). Сам Мингус характеризовал альбом, как этнически — фольклорную танцевальную музыку. |
11-20 места
11. Wayne Shorter — Speak No Evil | Альбом вышел 24 декабря 1964 на Blue Note. Он признан многими критиками, как лучшая работа Шортера и как классика хард-боп (или пост-боп) жанра. Альбом содержит в себе лучшие мелодии Шортера, на его обложке изображена первая жена Уэйна Teruka (Irene) Nakagami, которую он встретил в 1961 году. Записанные вещи на альбоме звучат с более современным вкусом, чем тогда предлагал боп. Состав музыкантов, как и предполагается для великих работ, грандиозный, это: Wayne Shorter, Freddie Hubbard, Herbie Hancock, Ron Carter и Elvin Jones. Каждая композиция здесь рождает сильные эмоции и хорошее настроение, очень интересные соло, легко привлекается внимание слушателя. |
12.Miles Davis — In a silent way | Альбом вышел 30 июля, 1969 на Columbia Records. Дэвис экспериментатор, идущий в ногу со временем, рок в те годы уже окончательно потеснил джаз в плане популярности, открывал новые горизонты и идеи. Майлс решил совместить два направления, одним из результатов таких экспериментов стал этот альбом. Многие критики именно Дэвису отдают лавры изобретателя джазрока. Если вы считаете, что не можете понять джаз и это не ваша музыка, а любите рок или электронщину, послушайте эту работу, она понятна, современна несмотря на свой возраст и создает приятную, задумчивую атмосферу. Состав музыкантов титанический (да к концу 20 – ки закончатся прилагательные описывающие музыкантов работавших, над созданием альбомов, а иначе не скажешь : Miles Davis – trumpet, Wayne Shorter – soprano saxophone, John McLaughlin – electric guitar, Chick Corea – electric piano, Herbie Hancock – electric piano, Joe Zawinul – organ, Dave Holland – double bass, Tony Williams – drums). |
13. John Coltrane — Giant Steps | Giant Steps вышел в 1960 году на Atlantic Records. Это можно сказать последняя крупная работа Колтрейна как бопера, далее в 60 – х он авангардист, экспериментатор, революционер, мастер, идеи которого звучат в нотах многих современных саксофонистов. На пластинке россыпь джазовых стандартов таких, как «Naima», «Giant Steps», «Cousin Mary», «Countdown», «Mr. P.C.». Все композиции созданы самим Колтрейном, согласно его музыкальным принципам. Многие современные музыканты используют гармонические и ритмические принципы импровизации «Giant Steps», как составную часть современной джазовой импровизации. Вот такое влияние более 40 лет спустя. |
14. Thelonious Monk — Brilliant Corners | Релиз 1957 год, Riverside. В 1999 году альбом был внесен в Зал Славы Grammy, как работа, имеющая большое историческое значение. Альбом сложный гармонически, технически, демонстрирует нам неординарность музыкального мышления Монка. Супер состав: Thelonious Monk — piano, celeste в Pannonica; Ernie Henry — alto saxophone в Brilliant Corners, Ba-lue Bolivar Ba-lues-are и Pannonica; Sonny Rollins — tenor saxophone; Oscar Pettiford — double bass в Brilliant Corners, Ba-lue Bolivar Ba-lues-are и Pannonica; Max Roach — drums, timpani в Bemsha Swing; Clark Terry — trumpet в Bemsha Swing; Paul Chambers — double bass в Bemsha Swing. Не смотря на участие в записи таких гигантов джаза, за четыре с половиной часа жесткой работы, Монк не смог записать заглавную пьесу альбома «Brilliant Corners» в нужном ему виде, на пластинке присутствует монтаж из 25 забракованных вариантов этой пьесы. |
15. Getz/Gilberto — Getz/Gilberto | Релиз март 1964 года, студия Verve Records. Getz/Gilberto — это jazz bossa nova альбом американского саксофониста Stan Getz , бразильского гитариста João Gilberto, и непревзойденного композитора, потрясающего мелодиста и музыканта жанра босса нова Antonio Carlos Jobim. Результат работы соответствующий, очень мелодичная, красивая, наполненная теплыми красками южных морей, пластинка, с кучей хитов «The Girl from Ipanema», «Desafinado», «Corcovado» и др. Альбом понятен любому слушателю, даже не любителю джаза. Релиз пластинки породил в то время босса-манию в США, отголоски которой до сих пор слышны в поп музыке, джазе и электронных клубных проектах. |
16. Thelonious Monk — Straight, No Chase | Релиз 1967 год, Columbia Records. Монк один из величайших деятелей джаза всех времен, новатор, первооткрыватель многих звезд этой музыки. Монк признан самым успешным и самым записываемым джазовым композитором всех времен вместе с Duke Ellington, хотя Дюку принадлежит авторство более тысячи пьес, а Телониусу только семьдесят. Альбом более легок в восприятии, чем ранние работы Монка, хотя и не блещет россыпью его хитов, чем скажем работа 62 года Criss-Cross. |
17. Erroll Garner — Concert by the Sea | Релиз 1955, Columbia. Запись сделана с живого выступления Гарнера в Carmel, California. Мелодичный, с кучей джазовых стандартов, демонстрирующий изобретательность и музыкальный талант Гарнера, альбом признан одной из самых заметных джазовых работ. Состав: Erroll Garner – piano, Eddie Calhoun – double bass, Denzil Best – drums. Если говорить о творчестве Гарнера, то стиль его импровизации и исполнения, доступен массовому слушателю. Отличительной чертой игры Гарнера являлся четкий бит, заданный плотными аккордами в левой руке. Его пьеса «Misty», написанная в конце 50-х, превратилась в своеобразный эталон джазовой фортепианной баллады. |
18. Ornette Coleman — The Shape of Jazz to Come | Релиз 1959, Atlantic Records. Это был одним из первых в истории, записанных альбомов авангардного джаза. Квартет Коулмана играл без пианино. Альбом в то время просто шокировал публику так, как музыка не имела узнаваемую структуру аккордов, гармонические ходы и включала одновременную импровизацию исполнителей гораздо в более свободном стиле, чем до этого знал джаз. Хоть альбом и был авангардным и имел много противников в музыкальной среде, но даже они признавали, что Коулману превосходно удавалось играть короткие мелодии, например «Congeniality» с этого альбома, отличающиеся свежестью и выразительностью мелодической линии, траурные мелодии, особенно «Peace», и исключительно проникновенная «Lonely Woman», которые принадлежат к лучшим образцам музыки, когда-либо сочиненными джазовым музыкантом. |
19. Clifford Brown & Max Roach — ‘At Basin Street’ | Запись 1956 года, выходила на лейблах EmArcy, Verve, Trip Record. Альбом является последней официальной работой квинтета Clifford Brown и Max Roach и признан классикой хард бопа. В записи участвовал великий Sonny Rollins. Трубач Клиффорд Браун был одним из самых влиятельных музыкантов того времени, не смотря на свой небольшой возраст, его влияние ощущается и сегодня. Браун умер в 1956 году в возрасте 25 лет. Если бы он прожил еще хоть десять лет, кто знает, каких новых вершин смог бы достичь в своем творчестве, не исключено, что мог открыть новые приемы исполнения или стал основоположником нового стиля в джазе. |
20. Art Blakey & the Jazz Messengers — Moanin’ | Релиз 1958, Blue Note. Это был первый альбом Art Blakey для Blue Note за несколько лет, после некоторого времени выхода пластинки под разными лейблами он вернулся домой чтобы начать новую жизнь. Первоначально альбом был одноименный, но после мгновенной популярности блюзового первого трека «Moanin» (пианиста Bobby Timmons) LP стала известна именно под этим заголовком. Альбом представляет собой один из архетипичных жестких альбомов боп эпохи, исходя из интенсивности игры на ударных Blakey, работы Morgan, Golson и Timmons, в сочетании старомодных Евангельских и блюзовых влиянияий со сложной современной чувствительностью джаза. Альбом был признан Scott Yanow в его Allmusic эссе «Hard Bop», как одна из 17 основных хард-боп записей. |
21 — 104
21 Herbie Hancock — Maiden Voyage 1965
22 Duke Ellington & His Orchestra — Ellington At Newport
23 Miles Davis — Bitches Brew 1969
24 The Horace Silver Quintet — Song for My Father 1964
25 Thelonious Monk Quartet with John Coltrane — At Carnegie Hall
26 Dexter Gordon — Go!
27 Clifford Brown & Max Roach — Clifford Brown & Max Roach
28-31 Louis Armstrong — The Hot Fives & Sevens
28-31 Benny Goodman — ‘Carnegie Concert’
28-31 Black, Brown and Beige — Duke Ellington featuring Mahalia Jackson, 1958, Columbia
28-31 Miles Davis — Miles Ahead
32 — 36 Max Roach — Freedom Now Suite
32 — 36 Sidney Bechet — The Sidney Bechet Story
32 — 36 Duke Ellington — sides with Jimmy Blanton.
32 — 36 John Coltrane — Coltrane’s Sound 1964, Atlantic
32 — 36 Dexter Gordon — Go
37 — 42 Lester Young — The Lester Young Story
37 — 42 Charles Mingus — Changes One
37 — 42 Duke Ellington and John Coltrane — 1962, GRP Records
37 — 42 Stan Getz — Focus
37 — 42 Miles Davis — Seven Steps To Heaven
37-42 Charlie Parker / Dizzie Gillespie — Bird & Diz
43 — 48 Pharoah Sanders—Karma
43 — 48 Don Cherry — Mu
43 — 48 Charlie Parker — Boss Bird
43 — 48 Cornbread — Lee Morgan, mid 1960s?, Blue Note?
43 — 48 Waltz for Debbie — Bill Evans
43 — 48 Coleman Hawkins — At Ease With Coleman Hawkins
49 — 54 Clifford Brown/Max Roach ‘At Basin Street’
49 — 54 Gary Thomas — Kold Kage
49 — 54 Lee Morgan — Search for the New Land 1964, Blue Note
49 — 54 Harold Land — A Lazy Afternoon
49 — 54 Ella Fitzgerald/Louis Armstrong — Ella and Louis
49 — 54 Charlie Parker — Jazz at Massey Hall
55 — 62 Mahavishnu Orchestra — Birds of Fire
55 — 62 Duke Ellington — And His Mother Called Him Bill
55 — 62 Wes Montgomery — ‘Full House’
55 — 62 John Coltrane and Cannonball Adderly
55 — 62 John Coltrane — My Favorite Things
55 — 62 Oscar Peterson — Night Train
55 — 62 John Coltrane — Ballads
55 — 62 Herbie Hancock — Head Hunters 1973
63- 69 Atlantis — Sun Ra
63- 69 John Coltrane — live at the village Vangard (1st)
63- 69 Spring Heel Jack live 2003
63- 69 Thelonious Monk — Monk’s Dream
63- 69 Cal Tjader — Soul Sauce
63- 69 Stan Getz — Jazz Samba
63- 69 George Lewis — Homage to Charles Parker
70 — 76 John Zorn—Naked City
70 — 76 Wes Montgomery — The Incredible Jazz Guitar
70 — 76 Art Blakey — ‘Moanin’
70 — 76 Jack DeJohnette — Extra Special Edition
70 — 76 Hank Mobley — Soulstation
70 — 76 Charlie Parker — With Strings
70 — 76 Paul Desmond — Bossa Antigua
77 — 81 Brad Mehldau — Art of the Trio: Songs
77 — 81 Ornette Coleman — ‘Beauty is a rare thing..complete Atlantic’
77 — 81 Ornette Coleman — Free Jazz: A Collective Improvisation
77 — 81 Duke Ellington — Such Sweet Thunder
77 — 81 Tomasz Stanko — Suspended Night
82 — 85 Cannonball Adderley—Mercy, Mercy, Mercy
82 — 85 Andrew Hill — point of Departure
82 — 85 Stephan Grappelli & Django Rinehardt — et le Quintette du Hot Club de France
82 — 85 Bill Evans — Sunday at the Village Vanguard
86 — 89 Paul Motian — On Broadway, Volume 1
86 — 89 Bill Evans Trio — Waltz for Debby 1961
86 — 89 Bob Brookmeyer — Stay Out Of The Sun
86 — 89 Art Blakey and the Jazz Messengers — Moanin’
90 -91 Marian McPartland — Portrait Of Marian McPartland
90 -91 Chet Baker — Chet Baker Sings
92 — 95 Clifford Brown and Max Roach -Clifford Brown
92 — 95 Kenny Dorham — Quiet Kenny
92 — 95 Bud Powell — Jazz Giant
92 — 95 John Coltrane — Blue Train 1957
96 — 99 Oscar Peterson — We Get Requests
96 — 99 Art Tatum — Piano Starts Here
96 — 99 Louis Armstrong Hot Fives & Sevens 1928
96 — 99 Soul Station -Hank Mobley
100 — 101 Count Basie — Count Basie at Newport
100 — 101 Lee Morgan The Sidewinder 1963
102 — 104 Alice Coltrane — Journey In Satchidananda
102 — 104 Miles Davis — Birth of the Cool
102 — 104 Charlie Parker The Savoy & Dial Studio Sessions 1948
rockpeople.ru
10 лучших альбомов джаза для начинающих: guitarcollege — LiveJournal
10 лучших альбомов джаза для начинающих
от ChatMaster»а
(по заказу журнала «Афиша», опубликовано в августе 2003. Приводится в авторской редакции.
Автор пока что в своем уме, и понимает, что джаз — музыка личностей и в нем невозможно выделить 10 «вообще» лучших альбомов, потому что у каждого слушателя есть свои 10 любимых альбомов, но так уж был сформулирован заказ редакции.)
Charlie Parker, Dizzy Gillespie «The Massey Hall Concert» 1953
Энтузиасты из Торонто решили показать Канаде настоящий бибоп. В результате творец бибопа, альт-саксофонист Чарли Паркер играл в торонтском Масси-Холле под чужим именем (потому что имел проблемы с профсоюзом музыкантов) и на прокатном пластмассовом саксофоне (потому что в героиновом угаре как раз потерял свой собственный), контрабасист Чарли Мингус возненавидел сделанную на концерте запись, пианист Бад Пауэлл согласился играть только за 500 долларов (Паркер, к примеру, получил 200), а в зале из 2700 мест оказалась заполнено меньше половины, потому что в этот день Рокки Марчиано бился за звание чемпиона в тяжелом весе. Получился один из величайших концертов в истории джаза.
Miles Davis «Kind of Blue» 1959
Очарование этого альбома странно, но объяснимо. Величайший революционер послевоенной джазовой эры, трубач Майлс Дэйвис, открыл им эру модального джаза, где сложные гармонические модуляции уступили место ладовому развитию: солисты подолгу увлекательно импровизируют всего на одном-двух аккордах поверх летящих, текучих ритмов. Два величайих саксофониста эпохи, тенорист Джон Колтрейн и альтист Кэннонбол Эддерли, своими контрастными манерами игры вносят в звуковую картину дополнительную интригу.
John Coltrane «A Love Supreme» 1964
У самого значительного саксофониста последних 50 лет есть более доступные работы, но колоссальная одухотворенность этой записи побеждает ее непростую авангардную форму. Колтрейн извергает из тенор-саксофона поток страстных звуков, которые, если внимательно вслушаться, следуют за артикуляцией напечатанных на обложке текстов псалмов. Мало кому в музыке удавалось столь же ярко передать молитвенный восторг непосредственного общения с Абсолютом.
купить лицензионный CD
купить импортный CD
Duke Ellington «Ellington at Newport» 1957
В одну ночь на фестивале в Ньюпорте оркестр величайшего джазового композитора довоенного джаза вернулся из полузабвения, поставив на уши полуторатысячную аудиторию и доказав, что подлинный «горячий» свинг, хоть и вышел из моды, но энергии, искренности и ясности мысли нисколько не утерял — тем более на таком роскошном материале, как пряная, изысканная, но общедоступная музыка Дюка. Великий продюсер Джордж Авакян сделал из концертной записи конфетку, впервые в истории грамзаписи переписав в студии неудавшиеся номера.
Benny Goodman «Carnegie Hall Concert, 1938»
Самый популярный оркестр свинговой эры в чудом сохранившейся записи своего триумфального концерта в цитадели американского академического искусства — Карнеги-Холле, концерта, где рядом с блестящими белыми солистами оркестра Гудмена впервые в истории американской музыки публично играли и черные музыканты (до этого совместные публичные выступления белых и черных считались недопустимыми). Интересно, что кларнетист Гудмен или его барабанщик Джин Крупа по своим джазовым качествам ничуть не уступают своим черным коллегам — вибрафонисту Лайонелу Хэмптону и пианисту Тедди Уилсону, с которыми несколько раз за концерт образуют впечатляющий квартет.
Lee Morgan «The Sidewinder» 1964
Революция бибопа 40-х породила множество новых направлений в джазе, каждое из которых рождало множество увлекательных идей, но теряло массовую аудиторию. Родившийся в середине 50-х хардбоп был реакцией на это: простые, приземленные, почти танцевальные ритмы, ясные и ужасно заразительные блюзовые мелодии-риффы — но при этом напряженно бьющаяся и стремительно изливающаяся мысль молодых импровизаторов, говорящих на языке бопа: в год записи этого альбома трубачу Моргану было 25, саксофонисту Джо Хендерсону — 26.
купить CD
Bill Evans «Sunday at the Village Vanguard» 1961
Кроме страсти, ярости и истерики, джазовые музыканты умеют передавать и другие состояния человеческой души. Пианист Эванс долго был единственным белым в ансамбле Майлса Дэйвиса, и там уже было слышно, как глубоко в изучении медитативных, глубинных движений человеческого мышления может зайти этот музыкант. Однако ему потребовалось собственное трио с замечательным (но вскоре безвременно погибшим) контрабасистом Скоттом ЛаФаро, чтобы достичь подлинного величия в этих исследованиях — выполнявшихся не с холодным рассудком, но с глубочайшим лиризмом.
Miles Davis «Bitches Brew» 1969
Очередную революцию великий трубач совершил в конце 60-х, смелой рукой смешав тяжелые, монотонные, гипнотические ритмы и ревущие электрические тембры рока с изысканной, насыщенной всей мудростью 70-летней на тот момент истории импровизационной мыслью джаза. С тех пор, уже три с половиной десятилетия, играть джаз-рок и почти любые его производные (фьюжн, контемпорари, соул-грув, джем-бэнд и т.п.), не опираясь на заложенные в этом альбоме идеи, не удается почти никому.
Jan Garbarek «I Took Up the Runes» 1990
Этот альбом символизирует сразу несколько важных изменений, произошедших в джазе в 70-е и особенно 80-е годы. Европа перестала подражать Америке, обрела собственный голос и собственные центры развития. Полуполяк-полунорвежец из Осло, саксофонист Ян Гарбарек начинал с подражания Колтрейну, но быстро перешел к собственной музыке — странной, протяжной, «северной» по своей эстетике, ушедшей далеко в сторону от американского джаза, глубоко оригинальной, холодноватой, но сказочно красивой — как и все, чего касалась в те годы рука великого европейского продюсера Манфреда Айхера, создателя легендарного лейбла ECM.
John Zorn»s Masada «Zayin» 1999
Новое лицо джаза 90-х — нью-йоркский «Даунтаун-авангард», новый метод — постмодернизм, новый язык — привлечение элементов любых музыкальных культур, которые только понадобятся импровизатору. Вождь Даунтауна, саксофонист Джон Зорн, в отличном квартете Masada (с еще одним крупнейшим инструменталистом этого направления — трубачом Дейвом Дугласом) языком «нового джаза» излагает мелодии и интонации фольклора своих предков — восточноевропейских евреев. Masada записала множество альбомов, названных буквами еврейского алфавита; этот — седьмой — можно смело назвать духовной вершиной серии.
10 альбомов, которые рекомендует Донна_Анна
(регулярно обновляется)
10 альбомов, которые рекомендуют Larry_and__Flint
(регулярно обновляется)
…На этот раз неутомимые популяризаторы джаза в России Ларри и Флинт рекомендуют новичкам такие диски, которые не только приятно послушать, но можно еще и купить. И не только в Москве! — в любом городе России с населением более 400 тысяч человек. Более того, купить их можно как виде «лицензионного» CD, так и в народном формате MP3.
Итак, Лари и Флинт намечают для новичков десять отправных точек…
- Miles DAVIS — «Sketches of Spain»;
- Bill EVANS — «Waltz for Debby»;
- Duke ELLINGTON & John COLTRANE;
- Duke ELLINGTON meets Coleman HAWKINS;
- Herbie HANCOCK — «Cantaloupe Island»;
- Freddie HUBBARD / Oscar PETERSON — «Face to Face»;
- Keith JARRETT — «Paris Concert»;
- Bill FRISELL — «Gone, Just Like a Train»;
- Diana KRALL — «When I Look In Your Eyes»;
- Nusrat Fateh Ali Khan — «Mustt Mustt».
Ларри и Флинт будут рады, если вы поделитесь впечатлениями о прослушанных альбомах. Пишите!
10 альбомов, которые рекомендует me
(регулярно обновляется)
- Sun Ra «Antique Blacks»
- Sun Ra «Disco 3000»
- Walt Dickerson / Sun Ra «Visions»
- Raymond Boni / Joe McPhee «Voices & Dreams»
- Peter Kowald / Werner Luedi / Butch Morris / Саинхо Намчылак «When The Sun Is Out, You Don»t See The Stars»
- Jimmy Giuffre/Paul Bley/Steve Swallow «Free Fall»
- Lindsay Cooper / Alfred 23 Harth / Phil Minton «State of Volgograd»
- Albert Ayler «Spirits Rejoice»
- Ned Rothenberg «Intervals»
- Barry Guy/Mats Gustafsson «Frogging»
10 альбомов, которые рекомендует PETERSON
(регулярно обновляется)
10 альбомов, которые рекомендует Watermelon_Girl
(регулярно обновляется)
10 альбомов, которые рекомендует soloman
(регулярно обновляется)
10 альбомов, которые рекомендует tet
(регулярно обновляется)
- Joni Mitchell «Mingus»
- Miles Davis «The Man With The Horn»
- Bobby McFerrin «Beyond Words»
- Thelonious Monk «Monk»s Blues»
- John Patitucci «Mistura Fina»
- Patricia Barber «Verse»
- Take 6 «So Much 2 Say»
- Rachelle Ferrell «First instrument»
- Cassandra Wilson «Cassandra Wilson Sings Standards»
- Nenna Freelon «Maiden Voyage»
10 альбомов, которые рекомендует Artem
(регулярно обновляется)
- Pat Metheny Group «Offramp»
- John Abercrombie «Night»
- Miles Davis «Milestones»
- Keith Jarrett «Changes»
- Keith Jarrett «Nude Ants»
- Horace Silver «Jody Grind»
- John McLaughlin «Belo Horizonte»
- Charles Mingus «Black Saint and Sinner Lady»
- Billy Cobham «Spectrum»
- Dave Brubeck «Time In»
10 альбомов, которые рекомендует an2
(регулярно обновляется)
- Cannonbal Adderley “Something Else”
- Grover Washington, Jr. “Inner City Blues”
- Doo Bop Sound “Live&Funky, Vol.2”
- Herb Ellis & Ray Brown “After You Have Gone”
- Phil Woods “Three For All ”
- Thad Jones & Mel Lewis “Potpourri”
- Count Basie “Fancy Pants”
- Charlie Hunter Quintet “Right Now Move”
- Gerry Mulligan Quartet “Dream a Little Dream”
- David Sanborn “ Inside”
10 альбомов, которые рекомендует Велимир
(регулярно обновляется)
guitarcollege.livejournal.com
Пять альбомов, которые помогут полюбить джаз — Сноб
В воскресенье, 18 августа, в «Аптекарском огороде» пройдет джазовый фестиваль, организованный клубом Алексея Козлова. В подборке «Сноба» — пять лучших альбомов, после которых вы точно полюбите джазовую музыку
Уинольд Рейсс. Фрагмент литографии «Интерпретация гарлемского джаза I» Фото: Библиотека Конгресса СШАMiles Davis, Kind Of Blue (Columbia)
Если бы всю историю джазовой грамзаписи пришлось свести к одной пластинке, ею стала бы четырежды платиновая Kind Of Blue. Пластинка стала шедевром направления модальный джаз, при котором используется ладовый принцип импровизации, а не тональный, характерный для классической музыки и раннего джаза. Многие музыкальные критики упоминают Kind of Blue не только как наиболее коммерчески успешный альбом Майлза Дэвиса, но и как самую продаваемую джазовую запись всех времен.
Herbie Hancock, Head Hunters (Columbia)
В 1973 году пианист Херби Хэнкок отошел от перегруженного концепциями фьюжна, выпустив вызывающе простой альбом Head Hunters. Энергичный фанк-ритм в комбинации с фьюжном и никаких импровизаций — гений Хэнкока возвращал джаз к танцевальной музыке в комбинации с электрической синтезаторной мощью. Главный хит пластинки — композиция Chameleon — построен вокруг двух простейших музыкальных фраз, но выкинуть его из головы решительно невозможно.
Robert Glasper, Black Radio (Blue Note)
Magnum Opus пианиста Роберта Гласпера убедительно доказывает, что и джаз способен быть музыкой вне времени. На Black Radio Гласпер искусно вплетает в устоявшиеся джазовые паттерны элементы хип-хопа, соула и R&B. Энергия улиц в голосах Эрики Баду, Лалы Хэтэуэй, Мос Дефа и Лупе Фиаско, зажигательный ритм, окутанный мягкими клавишными, — это действительно очень красиво.
Anatoly Gerasimov Band, Live in Olimpiada-80 (Fancymusic)
Это пластинку вы вряд ли найдете в «списках лучшего», но в ней есть всё, за что можно полюбить джаз. Для записи альбома саксофонист Анатолий Герасимов со товарищи собрались вместе в клубе «Олимпиада-80». Красивые мелодии, джаз-фанковый напор, замысловатые ритмические фигуры — это и есть то самое торжество момента, когда музыканты интуитивно находят тонкие связи для плавного перехода от гармонии к импровизации.
John Coltrane And Johnny Hartman (Impulse!)
Совместная пластинка Джона Колтрейна и Джонни Хартмана 1963 года — дуэт вокала и саксофона. Вместо запутанных саксофонных импровизаций, присущих Колтрейну, здесь — ясное и сосредоточенное звучание, дополненное сдержанным, мягким вокалом Хартмана. Альбом был добавлен в «Зал славы Grammy» в 2013 году.
Подго
snob.ru
Лучшие джаз-рок альбомы всех времен
История знает немало примеров, когда идеи новаторов не принимались общественностью, иногда даже подвергались гонениям, но в конечном счете эти первопроходцы признавались гениями, а их достижениями пользовался весь мир. Такое случалось и в джазе – музыканты выходили за рамки традиционного стиля и нередко были не непонятыми. Представители новых веяний, например, Майлс Дэвис, Тони Уильямс, Херби Хэнкок, или группы Weather Report и Return to Forever, создавали свои лучшие джаз-рок альбомы, не думая о том, что они станут мировыми хитами. Но тем не менее случилось именно так…
Лучшие джаз-рок альбомы
Miles Davis – альбом Bitches Brew
Двойной альбом американского джазового трубача Майлза Дэвиса был выпущен в начале 1970 года студией Columbia Records. В этом альбоме нашли отражение эксперименты с использованием электронных инструментов – гитара и синтезатор.
Данный альбом считается прародителем направления джаз-рок. Традиционные джазовые стандарты сменяются тягучей, неожиданно взрывающейся импровизацией. Музыканты репетировали непосредственно перед записью, что заставляло их глубже погружаться в исполняемую музыку. Из указаний они получали лишь размер, основные аккорды и маленький отрезок мелодии, из которой потом вырастала импровизация. К слову, к авторству Дэвиса не относятся композиции «Танец фараона» и баллада «Святилище».
Лучшие альбомы в стиле босса-нова
После выхода альбома в свет мнения о нем разделились. Сам факт, что Columbia Records выпустила альбом с названием «Сучье варево», было скандально.
Наполнение не отставало от названия – стилистическое направление, близкое к джаз-фьюжну или джаз-року, эксперименты со звуком и спецэффектами, электронные инструменты – все это позволило не просто расколоть общество на две части – за и против, но и принести альбому бешеную популярность. Альбом быстро стал первым золотым в карьере Дэвиса, а несколько позже завоевал «Грэмми».
Узнайте всю правду о «Князе тьмы» из Автобиографии Майлса Дэвиса
Return to Forever – альбом Romantic Warrior
Return to Forever – американская джаз-фьюжн группа 1970-х годов. Вышедший в 1976-мальбом «Романтический воин» при участии Чика Кориа стал шестым и самым известным в истории группы. Музыка альбома, стилизованного под средневековье, начиная с обложки, разнообразна. Открывает альбом «Средневековая увертюра», которая полностью акустическая.
«Волшебница» с одной стороны словно подготовлена увертюрой, с другой – противоположна по стилю и среди инструментального состава появляется синтезатор. Композиция «Величественный танец» и вовсе опирается на рок-риффы и искаженный «свинцовый» гитарный звук, который подкрепляется быстрыми пассажами, похожими на клавесинные.
Некоторые критики подтверждали, что пластинка достойна войти в лучшие джаз-рок альбомы в истории, а другие утверждали, что все композиции излишне классические и помпезные, а сам альбом – чуть ли не худший в истории.
Herbie Hancock – альбом Head Hunters
Head Hunters – 12-й студийный альбом Херби Хэнкока, который вышел в свет в 1973 году на все той же Columbia Records. Альбом добавлен в «Национальный регистрационный реестр» Библиотеки Конгресса.
Лучшие фанк-альбомы
Однозначно отнести альбом «Охотники за головами» к джаз-року довольно трудно. Эта пластинка – скорее яркий показатель, как могут чрезвычайно удачно сочетаться ритмы RNB, подчеркнутые в том числе ударными афроамериканскими инструментами, с расслабленными ритмами фанка.
Эклектичный звук альбома не просто продолжил «прокладывать» путь к полностью электронной музыке, но и существенно повлиял на другие музыкальные жанры, став еще одним победителем в битве за звание лучшие джаз-рок альбомы всех времен.
Weather Report – альбом Heavy Weather
И снова калифорнийский альбом, выпущенный Columbia Records в 1977 году, на этот раз от группы Weather Report.
Мы снова имеем дело с одним из лучших альбомов в истории джаза, который был выпущен, когда явление джаз-рока «стало выходить из-под контроля», как прокомментировал критик Ричард Джинелл.
Одна из самых ярких композиций альбома – Birdland. Это совершенно удивительно, поскольку она полностью инструментальная. Моментально став джазовым стандартом и немало поспособствовав популярности альбома, Birdland, олицетворяет собой вершину творчества группы.
Любопытно, что, хотя сама композиция не получила «Грэмми», впоследствии песня не просто вошла в репертуар многих известных исполнителей, но и версии ее трижды были награждены «Грэмми».
Tony Williams – альбом Believe It
Джаз-рок альбом «Поверь в это» (1975) Тони Уильямса и его группы The Tony Williams Lifetime снова записана на Columbia Records. Это первый альбом группы. Первый, не самый известный, но необычайно интересный при этом.
Лучшие госпел-альбомы
Стоит отметить – первый лишь в новом этапе Уильямса, первый – для нового состава группы. До этого момента, к 1974 году, успело уже выйти целых четыре альбома от постоянно распадающегося трио Уильямса.
Джон Свенсон пишет, что альбом Believe it – словно «безумная фьюжн-дегустация». Чуть ли не сенсацией стал новый британский гитарист Allan Holdsworth, запоминающийся как выразительным музыкальным языком – мягким, гармоничным и весьма лиричным, так и мастерским владением инструментом. Впрочем, сплаву джаза и рока мы обязаны и они Уильямсу тоже с его концепцией ритмической свободы и невероятной изобретательностью.
jazzpeople.ru
Лучшие альбомы фри-джаза — Radio JAZZ
Фри-джаз появился в Америке в конце 50-х годов XX века. Для него характерна совместная импровизация музыкантов, отказ от принципов тональной организации музыкального материала
Фри-джаз и авангардный джаз близкие понятия. Наряду с пост-бопом, у них есть много общего, но некоторые предпочитают делить их на 3 разных категории. Статья «Лучшие фри-джаз альбомы» поможет лучше разобраться в этой непростой, но смелой и неожиданной музыке.
John Coltrane: Ascension (1965)
Альбом Ascension является самым известным во всем жанре, именно когда Джон Колтрейн стал экспериментировать с авангардом он добавил фри-джазу веса. Интересно, что и у сторонников традиционного джаза альбом вызывает восхищение.
Колтрейн шел своим путем, уже в альбоме A Love Supreme были намечены дальнейшие поиски музыканта. В этом альбоме сложно разобрать кто что играет, даже профессионал, хорошо изучивший нюансы игры и характер звука джазменов будет сбит с толку.
Peter Brotzmann: Machine Gun (1968)
Machine Gun – это альбом, который отделит претендентов в любители фри-джаза от настоящих поклонников. Это музыка не для сторонников мелодичности. Если у вас «открытые» уши, вы, несомненно, будете заинтригованы музыкой, она протягивает руку и захватывает вас, правда порой ударяет по голове молотком.
Pharoah Sanders: Karma (1969)
Альбом «Карма» – это своего рода психоделический фри-джаз. Басовая тема здесь напоминает о A Love Supreme Джона Колтрейна. Чтобы понять такую музыку, нужно быть готовым и открытым. Свобода здесь проявлена даже в использовании времени, что блестяще делает вокалист Leon Thomas’ Yodeling.
Eric Dolphy: Out to Lunch (1964)
Многие считают Out to Lunch квинтэссенцией авангардного джаза. С этим трудно спорить. Долфи не всем приходится по нраву. Как однажды заметил Майлс Дэвис слушая Mary Ann с альбома Far Cry: «Это наверняка Долфи играет, никто другой не может так плохо звучать».
Альбом очень грамотно продуман, особенно цепляют композиции Hat and Beard, Straight up and Down. За барабанами 18-ти летний Тони Уильямс, который затем стал играть с Майлсом Дэвисом. Он здесь звучит особенно безумно. Сам Долфи умер через несколько месяцев после записи.
John Coltrane: Interstellar Space (1974)
В нашей статье «Лучшие фри-джаз альбомы» 2 релиза великого саксофониста. Нет смысла отрицать, что Колтрейн так далеко продвинулся в освоении своего инструмента, что у других музыкантов может возникнуть желание выбросить саксофон. Еще в 1967 году сложно было представить появление чего-то подобного и технически и с точки зрения идеи.
Albert Ayler Trio: Spiritual Unity (1965)
Барабанщик Сонни Мюррей был одним из первых, кто отделился от общего ритма. Вместе с великим басистом Гэри Пикоком они создают широкое открытое поле, в котором Альберт Эйлер может «бежать» в любом направлении.
Игра Эйлера – это послание, и оно больше, чем сумма сыгранных нот. Его душа просачивается через музыку. Несмотря на то, что Эйлер умер молодым (при загадочных обстоятельствах), его записи отличаются зрелым и уверенным звуком. Spiritual Unity остается классическим альбомом и обязательным для всех, кто интересуется фри-джазом.
Sun Ra: Heliocentric Worlds (1965)
Этот альбом подкрадывается к тебе, доводит до той степени безумия, которую мог породить только разум Sun Ra.
Чередование соло с разделами полного хаоса не только привносит разнообразие, но и раскрывает новые неожиданные связи, которые можно обнаружить не сразу, а после нескольких прослушиваний. Тут столько всего происходит сразу, что нужно сконцентрироваться на чем-нибудь одном, например, следить за мелодией саксофона, баса или фортепиано. То, как каждый поток взаимодействует со всеми остальными – вот в чем кроется магия этого LP.
Don Cherry: Complete Communion (1966)
Композиционно альбом сияет интересными, веселыми и поющими мелодиями. То как Гато Барбиери, Генри Граймс и Эд Блэквелл играют друг с другом, должно быть стандартом, к которому следует стремиться всем музыкантам.
Без объединяющего инструмента фоновые мелодии становятся неотъемлемой частью формирования соло. Мелодия как бы дрефует между солистами и композиционными секциями. Одной из самых ярких частей этой записи является то, как синхронизированы Генри Граймс и Эд Блеквелл. Они звучат, как будто они один музыкант. Это важно слушать, чтобы понять, как раздвинуть границы джаза, не теряя привлекательности у зрителя.
Ornette Coleman: Science Fiction (1972)
Орнетт известен тем, что раздвигает границы джаза, и этот альбом продолжает эту традицию. Им выпущены Tomorrow is the Question, Shape of Jazz to Come, и Something Else! Как и в альбоме Art Ensemble, он сочетает в себе элементы фанка и R&B со свободным джазом.
Альбом фиксирует переходное время Коулмана, когда он двигался к более электрифицированному звучанию. Альбомы, которые представляют собой сдвиг в звуке и направлении часто звучат свежее. Эта характеристика исходит из неуверенности музыкантов в конечном звучании, над которым они работают. Они должны верить, что они прибудут туда, куда они хотят, и по пути, эти переходные альбомы позволяют нам принять участие в поездке.
Dave Holland: Conference of the Birds (1973)
Завершаем разговор про лучшие фри-джаз альбомы пластинкой Холланда. Игра всех музыкантов превосходна: Энтони Брэкстон, Дейв Холланд, Сэм Риверс и Барри Альтшуль прекрасно сочетаются друг с другом, чтобы создать уникальный и невероятно интересный альбом, который все еще удивляет после нескольких прослушиваний.
На пластинке нет главенствующего инструмента, так что группа свободна двигаться гармонично без ограничений. Что удивительно для фри-джаза, все соло очень запоминающиеся, даже навязчивые.
Источник
radiojazzfm.ru
Импровизируй это. Шесть лучших джазовых альбомов лета / Stereo.ru
Sergey Hutas «Time»
Один из главных российских (ну, просто по географии, не по качеству) джаз-альбомов последних недель — безусловно, очередная студийная работа контрабасиста Сергея Хутаса. Публике он, наверное, более всего известен как участник популярного дуэта с Варварой Визбор.
Это не «альбом басиста». Это альбом коллектива, отличного коллектива. Ставилась такая цель или нет, я не знаю, но Time снимает противоречия, которые, казалось бы, давно укоренились в (около)джазовой музыке. Он — спокойный без академического занудства; нежный без слащавости; спокойный, но держащий в напряжении. Материал при всем при том дает блеснуть отличным солистам (spoken word — от самого Андрея Макаревича, у которого Хутас играл в «Оркестре креольского танго»), хоть это и не самоцель. Например, в Siberia труба Алекса Сипягина звучит ну очень нежно-романтично — он, скоростной виртуоз, вроде бы нечасто так играет! А вот поди ж ты… В общем — стопроцентная органика.
iTunes, Яндекс.Музыка, Soundcloud
R+R=NOW «Collagically Speaking»
А на Западе один из самых громких июньских релизов — произведение лейбла Blue Note и такой вот супергруппы с навороченным названием. Среди игроков — хорошо у нас известные клавишник Роберт Гласпер и трубач Кристиан Скотт. Остальные — тоже классные музыканты из этих кругов. Молодая элита джаза, направления, условно говоря, «креативный пост-боп». Музыка на первый слух сложная и не очень понятно, кому адресованная. Композиции сложной формы, звук — яркий, пестрый, навороченный.
Но стоит привыкнуть — и эмоции/посылы читаются хорошо. Упругие ритмы, прыгающий грув, балладность-напевность… Под одним из клипов на YouTube коммент: «Умно и с грувом. Обожаю». Добавить больше нечего.
iTunes, Яндекс.Музыка
Владимир Мартынов «The Raw and the Cooked»
Частный независимый московский лейбл Fancy Music продолжает выпускать современную академическую музыку. И — добрался до настоящего классика. Ну, окей, классика отечественного минимализма, скажем так. Конечно, речь идет о композиторе Владимире Мартынове, мелодисте от бога и любителе придумывать всякие концепции (вроде «конца времени композиторов»). Здесь, в авторской, часовой почти что, пьесе с позаимствованным из работы антрополога Клода Леви-Стросса названием «Сырое и вареное» (или «Сырое и приготовленное»), он выступил еще и как пианист. Запись — live из московской консерватории; концептуально: там же началось это самое время русских композиторов…
Пьесу можно условно разделить на две части. В первой — чистый незамутненный минимализм, довольно легкомысленная, играемая стаккато фраза бесконечно повторяется с небольшими отклонениями. Во второй, «приготовленной» — большими (ударение на оба слога). Тут уже дух минималистов-классиков (к которым сам Мартынов, безусловно, относится) и джаза: Сесил Тейлор, Телониус Монк, Кит Джаррет… Да кого угодно можно припомнить (из хороших). Ощущение, как будто Простомузыка рождается на ровном месте. И все эти фразочки-мелодии-мотивы друг в друга прорастают как-то хитро. Манипулятивно даже: вот ты привык к остинатной долбежке главной фразы, а тут она бац — и переворачивается, или в нее вплетается другая линия. Или отходит. Или — пауза, за которой следует вообще какой-то романтический пассаж, который снова обры… И так до бесконечности. Минималисты вообще всегда умели останавливать время. Уверен, на том концерте Мартынова в консе у зрителей часы остановились.
iTunes, Яндекс.Музыка
John Coltrane «Both Directions at Once: The Lost Album»
Главная сенсация мирового джаза последнего времени — новый (!) альбом Джона Колтрейна. Прям как у Довлатова: «с прошлого года здесь <в Михайловском> много изменилось… — в жизни Пушкина?»
Трудно осознать, что до сих пор существуют неизданные записи Джона Колтрейна. Причем не концертные-случайные, а именно авторские композиции, записанные в студии и явно подготовленные к изданию. Предысторию данного альбома мы уже писали.
Конечно, радикально в жизни и творчестве Колтрейна альбом этот ничего уже не изменит, но мы, поклонники, получили хороший-приятный плюсик. Еще когда в Apple Music стала доступна первая композиция Untitled Original 11383 (Take 1) стало ясно: это не будет шаровой джем или золотая пыль. Нет, действительно классные, крепкие, чисто колтрейновские композиции, вдохновенные, осмысленные, совершенные по форме (в делюкс-издании два CD и, соответственно, побольше дублей). Жаль, не всем названия успели дать — так что тут простор для фантазии. И вот спрашивается: что делать современным классным джазменам, если им приходится конкурировать с новым-старым альбомом самого Джона Колтрейна?.. Вопрос, я понимаю, несколько романтический и сентиментальный. Но нам, фанатам, насладиться драйвовой молитвой его саксофона — тут, кстати, много сопрано, что особенно отрадно — еще раз не лишне!
iTunes, Яндекс.Музыка
Mishouris Blues Band «I Got Money!»
Крутой московский блюзмен, харизматик Миша Мишурис альбомы выпускает редко, но… сейчас кто-нибудь захочет написать в комменте «метко», и если так — то ок. У Мишуриса и его банды блюзменов-пуристов действительно ничего давно не издавалось нового, так что самое время.
Сам Мишурис — это, что называется, swag: эдакое крутое-отвязное поведение. Сочно-раскатистый мужской голос — таких мало. Удивительно, как он еще стадионы не собирает (хотя чего удивительного: блюз на английском, ну, судьба это). Рецензируемый неназванный EP — четыре отлично придуманные разностилевые песни, записанные с лучшими московскими блюзменами-джазменами. Сводили-мастерили в Штатах. Звук плотный, широкий. Swag, именно что!
iTunes, Яндекс.Музыка
Brian Bromberg «Thicker Than Water»
Ну и, наконец, о не очень хорошем. Талант виртуозного Брайана Бромберга, начавшего карьеру в юности у самого Стена Гетца, любую музыкальную фразу «проговаривать» (тут можно и без кавычек, правда) на контрабасе — это нечто магическое. Конечно, «говорящий контрабас» может и поднадоесть — техника как самоцель скучна — но не в данном случае. Каждый альбом Бромберга — это такой концептуальный проект, и о каждом рассказывать долго. Скажу лишь, что он делал отменные альбомы с разными составами и в разных стилях, от просто бопа до бразильской музыки, электрического фьюжна и инструментальных каверов поп-песен.
Thicker Than Water («Кровь гуще воды» — библейское изречение про кровь солдат, пролитую в битвах, в повседневной речи несколько неправильно используемое для обозначения важности семейных связей — что-то типа нашего «кровь не водица»). При чем здесь родня? При том, что альбом — дань уважения Бромберга «голубоглазому соулу», музыке его юности. Но это — практически smooth, увы. Есть, конечно, яркие фрагменты, соло, риффы, но в основном — как альбом какого-нибудь среднего фьюжн-гитариста — а пикколо-басы Бромберга звучат как гитары, но, правда, тут еще и настоящий Пол Джексон-мл. играет. Или — альт-саксофониста, который далеко не Дэвид Сэнборн (на дудках тут в числе прочих попсовик Марион Медоус). С другой стороны, подкупает вот эта атмосфера спокойствия и солнечного пофигизма. Бромберг пару лет назад серьезно повредил спину — и счастье, что он вообще может стоять с контрабасом. А играть — по-прежнему виртуозно. Захотел записать смут-альбом — ради бога, народный артист плохо не сыграет. А мы можем переслушать Wood.
iTunes, Яндекс.Музыка
stereo.ru